Это интервью – особенное, ведь в роли журналистов выступили читатели из самых разных городов и уголков России. Мы отобрали тринадцать самых необычных вопросов и предложили Наталии ответить на эту сказочную дюжину.
Скажите, всегда ли сказка должна быть мудрой? Или это мудрость должна быть сказочной? (Ирина Конькова, Ульяновская область)
Наталья: мудрость обязательно должна быть сказочной. А мудрость сказочника заключается в том, чтобы не переставать видеть волшебство вокруг. Порой, в самых обыкновенных вещах. Разве не чудо, что ночью на море появляется лунная дорожка и у каждого, кто смотрит на неё – она своя. А киты, которые общаются песнями. Или морские черепахи, что проплывают тысячи километров, чтобы спустя много лет, вернуться на тот остров, где родились и вывести там потомство. Не меньшие чудеса скрываются в добром сердце, в улыбке. Только представьте, десятки мышц задействованы, чтоб человек мог улыбнуться. И только искренность и внутренний свет наполняет их движения теплотой, сердечностью и особым смыслом. Поэтому я верю, что любая сказка должна быть мудрой, в этом её смысл и предназначение. Кроме того, на мой взгляд, мудрость сказки заключается в счастливом конце. У всех, кто добрался до финала, должно быть чувство, что его погладили по голове и обняли. И я очень в это верю. В какие бы обстоятельства не попадали герои моих историй, одно всегда неизменно – их ждёт добрый финал, а маленьких читателей – светлое послевкусие.
Тогда интересно. Лариса Кочеткова из Мичуринска спрашивает: были книги, над которыми вы плакали в детстве?
Наталья: были такие. Но не всегда это истории с плохим концом. Например, меня трогала сказка Бажова «Серебряное копытце», «Девочка со спичками» Андерсена. Теперь читатели плачут от моего «Синего зайца», хотя там всё закончилось хорошо. В драматургии есть понятие «катарсис» – очищение, когда тебе светло, радостно, и ты плачешь. Это хорошие слёзы.
Помню, как все переживали за судьбу синего игрушечного зайчика, которого долго не покупали в магазине, потому что одно ушко у него было короче другого. У нас накопилось много вопросов об этом персонаже. Наталья из Санкт-Петербурга пишет: была ли у вас в жизни подобная история? А Диана интересуется: почему именно синий заяц, а не другого цвета?
Наталья: история была. В детстве мне понравилась в магазине кукла. Настолько, что я, послушная девочка, капризничала и плакала. А мама не могла мне её купить, потому что она стоила недёшево. На следующий день в саду я провинилась. Меня ругали, мама расстроилась. Я шла домой в самом пристыженном состоянии. А когда пришла – увидела на диване ту самую куклу. Что я тогда поняла? Что не нужно быть совершенным, как этот одноухий зайчик, чтобы тебя любили. У всех свои изъяны и способности. Но настоящая любовь делает тебя лучше, бережет… Ну а синий заяц… Я могу сейчас насочинять, почему синий, что это цвет счастья, как синяя птица… Но на самом деле, я уже не помню. Сказка появилась более 15 лет назад.
Вы заговорили о недостатках и сверхспособностях. У ваших подписчиков есть вопрос. Оксана тоже из Питера спрашивает: в чём ваша супер сила? Не обязательно в творчестве.
Наталья: мне кажется, моя суперсила заключается в способности любить и радоваться мелочам. Я вампир радости. Могу вытянуть её из самого грустного и усталого дня. Это может быть строка стихотворения, кусок теплого хлеба или смех ребёнка в вагоне метро. Однажды я видела, как девушка уснула в автобусе на плече незнакомца, а он, чтобы её не потревожить, проехал свою остановку. Я потом неделю этому улыбалась. Бывают дни, когда мир кажется наполненным грустными событиями, но и среди них необходимо находить теплоту и любовь.
Из беседы с вами создается впечатление, что вы натура романтическая. Ваши увлечения подтверждают это. Вы любите бальные танцы, платья, поэзию. Ваши читатели тоже это подметили. Елена Брицко из Омска интересуется: вы никогда не испытывали сожаления, что родились не в «своё время»?
Наталья: может быть, в детстве. Я не была популярной девочкой в классе. Любила стихи, шила длинные юбки и постоянно сидела за письменным столом. Тогда мне казалось, что в прежние века красоты в отношениях и в людях было больше. Но потом это прошло. Я поняла, что каждый человек сам создаёт эпоху вокруг себя. Мы живём в очень интересное время, когда женщина может любить не только балы, но и тренажерные залы, покорять вершины, кататься на кайте и водных лыжах. Главное – окружать себя созвучными людьми, предметами, словами.
Кстати, о словах. Все читатели единодушны в том, что у вас очень лёгкий, музыкальный, красивый слог. Вы тщательно подбираете эпитеты и метафоры. Критики даже пишут, что у вас идеальное чутьё на имена. Восхищаются неймингом персонажей. Ирине Тырыкиной из Кемерово тоже интересно. Вкладываете ли вы особый смысл в имена героев, как придумываете их?
Наталья: очень люблю размышлять над именами героев. Ведь если у тебя есть имя, значит, ты существуешь. Иногда на поиски подходящей смысловой комбинации уходят недели. Иногда минуты. Иногда сердце подсказывает. Например, в собирательно образе мамы-черепахи Тины из «Тайн океана» – зашифрована часть имени моей мамы Валентины. А вот все имена мышат из «Как я родился» – пищащие и смешные: няня Пилюля, тётушка Пиявка, дядюшка Пижон и тп. Главную героиню «Стражей леса» зовут Утиль – лучше и не придумать для феи, призвание которой – справляться с мусором. В созвучии имени персонажа всегда прячется его характер или предназначение.
Но ведь так выдумывать можно до бесконечности. Говорят, книгу закончить невозможно. Можно её только завершить. Так ли это. Галина из Крыма спрашивает: Чувствовали вы хоть раз, что можно было написать лучше, хотели что-то изменить?
Наталья: действительно, правки можно вносить бесконечно. На финальном этапе работы над текстом начинаются настоящие шахматы: шаг вперед – два назад. Проверяются повторы слов, подыскиваются синонимы. И если вовремя не остановиться, то никогда не сдашь рукопись. Поэтому божеством всех сценаристов является дедлайн – срок, когда ты должен завершить работу.
То есть в текстах у вас полный порядок. А как дела обстоят с порядком дома? Закирова Наталья из Ижевска интересуется. Есть ли у вас творческий беспорядок? Или это миф что у творческих людей дома хаос?)
Наталья: есть. Раньше я была помешана на чистоте. А с рождением третьего ребёнка научилась перешагивать через пыль. Потому что есть вещи поважнее порядка. И между «убрать» или «поговорить с детьми, обнять, приласкать, почитать» я всегда выберу детей.
Кстати, о «почитать». Мне кажется, вот самый чёткий вопрос от ваших читателей. Вопрос-индикатор задает Катерина из Набережных Челнов: Сколько книжных шкафов в вашем доме?
Наталья: о, супер! Книги – это полноценные жители нашего дома с детства. Мама скупала собрания сочинений, когда они были по талонам. Сейчас у нас произошло объединение семейных библиотек. На даче целый холл отводится книгам. В истории «Школа волшебников» о Веснушке и Кипятоше, я описала именно дачную библиотеку. Бесконечные шкафы, в три ряда заполненные книгами.
Честно говоря, я так всегда и думала. Писатель. Библиотека. Это слова-синонимы. А у читателей свои ассоциации. Маргарита из города Люберцы задает такой писательский вопрос: бывают у вас творческие застои, когда вы совершенно не знаете о чем писать? А Нина (республика Крым) добавляет: как вы больше любите писать книги, от руки, на машинке, или ноутбуке?
Наталья: нет. Не бывает. Я всегда влюблена. Своих слушателей на занятиях по сценарному мастерству и сочинительству сказок я обычно спрашиваю: «С чего начинается работа над рукописью? И сама же отвечаю: со слова «влюбиться». Влюбиться, поверить в тему или героя, о котором пишешь. В этом смысле я всегда пишу о том, во что верю. Сочиняю сначала в голове, а потом уже печатаю на ноутбуке.
Вы заговорили о любви. И о вере. И вот на наш взгляд самый трудный вопрос. Лариса: если бы вас попросили рассказать о Боге в книге, что это была бы за книга? Как бы Вы преподнесли ребёнку мир веры и религии?
Наталья: действительно, трудный вопрос в свете детской литературы. Нужно долго размышлять, прежде чем на него ответить. Единственное, что я хочу сказать, что различаю веру и религию. И глубоко верующие люди не всегда религиозны.
Тогда так. Спрошу вас словами ваших подписчиков. Ольга из Петровска Саратовской области спрашивает: без чего вы не сможете обойтись ни дня?
Наталья: спасибо, что подсказали. Без любви. Я живу в этой парадигме ценностей. Любовь к детям, к семье, к маме и бабушке, которых уже нет, а любовь есть. К природе. Знаете, у меня сохранилась видеозапись одной прогулки с детьми, когда они были ещё маленькими. Ко мне подбежала дочка и сказала: мама, я так тебя люблю. И папу, и бабушку… и начинала перечислять всех родственников, а потом добавила: и небо, и солнце… Вот я стараюсь всегда жить в парадигме любви, писать о любви и с любовью, обнимать словами. В книге «Тайны океана» есть персонаж – китёнок Эмбре. Он горбатый кит. И его плавники – в половину тела. Представляете? Вы только представьте, что в океане и на суше никто не может обнять так, как кит. И теперь у нас с моими читателями есть секретная фраза. Мы так и говорим друг другу: обнимаю тебя, как кит. Вот без этого, без хороших слов, без любви я не могу ни дня.
Вот это прекрасная точка для интервью. Но у нас есть ещё вопросы. Два. Наверно, одни из самых важных. Что было самым трудным в родительстве? (Ольга Канева из Тюменской области) и что бы вы пожелали детям-выпускникам, как найти свой путь, как найти себя? (Мочалова Елена из Нижнего Новгорода).
Наталья: в родительстве всё просто, если через любовь и с любовью. Главное, чтобы все были здорово. А пожелать я хочу и выпускникам и всем моим читателям - найти то, то любишь и делать это с любовью.
#souzdetlit #союздетлит #детская литература #литература для детей #интервью с писателем #интервью #детский автор #дети #чтение детям