Найти тему
Kinoryba

Jack Bruce – Harmony Row (1971)

Прекрасный образец настоящего прогрессивного рока. Прогрессивного рока, можно сказать – изнутри. Не привнесение в рок-музыку фрагментов классических произведений, не усложнение десятиминутными фортепианными пассажами, не сознательное усложнение, не «внешнее», скажем так, воздействие на музыку, а внутренняя разработка песни, бесконечная фантазия и музыкальность – вот что есть в этом альбоме. Джек Брюс записал умопомрачительно яркий и непредсказуемый в музыке альбом. Сыграл на бас-гитаре, перкуссии, фортепиано, органе и спел все партии. Но не в этом штука – каждый знает массу музыкантов, владеющих десятком инструментов. Но чтобы сочинить такую музыку, войти в полный контакт с ударником и гитаристом – это дорогого стоит. Точнее, это бывает крайне редко. Музыкантов очень много, а талантливых, я ж не говорю про гениальных – записей куда как меньше. Ясно становится, насколько тесны были Брюсу рамки Cream, несмотря на то, что записи этой группы– золотой фонд музыки XX века. Can You Follow? – вступительные аккорды фортепиано и приглашение к путешествию, которое начнется через полторы минуты – и вперед – в Escape To TheRoyal Wood (on ice) – торжественный вход в песню и дальше – как и во всем альбоме – неожиданные повороты, американские горки, зигзаги – и все замечательно гармонично. Хоры, колокола, бегло, отвечая голосу, играющий бас, несущий здесь функцию едва ли не главного инструмента в аранжировке, прозрачная гитара, причудливая голосовая линия. Стиль этой музыки определить невозможно, условно, назовем его «рок» - но с какой приставкой – каждый выберет сам. Гитарные риффы в следующей песне – Крис Спеддинг «дает рок-н-ролла», темп увеличился, это уже чистый рок, правда, сложнейший – Спеддинг сопровождает песню, высекая скоростные, жесткие штрихи на перегруженный гитаре, все очень быстро, изменчиво, гитарно-фортепианно и с диким басом, но очень понятно. И снова – размышления под фортепиано – There’s A Forest – совершенно не «рок-песня», а фрагмент классической музыки – Брюс поет сложнейшую партию очень легко и очень честно. И – снова вперед – с органом, вау-гитарой, тяжелыми барабанами, драйвом, музыкальное, сказочное путешествие в Morning Story – вот здесь – гармония – вверх – вниз, скользит, но не останавливается ни на секунду. Все меняется, наполняется новым звуками и снова затихает, но постоянно движется. Folk Song – это просто – очень красивая песня – акустическая гитара, орган, бас, барабаны – но все прозрачно, все в воздухе, хор, спетый одним Брюсом завершает композицию – воплощенная в звуке красота. Виолончель в Smiles And Grins – дронирование, заставляющее вспомнить у Джона Кейла, но на его фоне – гитарно-клавишное развитие, нервная, с постоянными сбивками песня, в каждом новом произведении – новые открытия, новые приемы, новые структуры. Брюс показывает здесь все возможности своего голоса – сколько октав в его диапазоне – не успеваешь сосчитать, так все быстро, но логично и при этом неожиданно. Интонации, драматургия – он разыгрывает целые мини-спектакли под затейливые музыкальные построения – это настоящий прогрессивный рок. Роковая и относительно прямолинейная (сравнительно с остальными песнями) Post War с солирующей гитарой Спеддинга и неожиданной гармошкой в финале, A Letter Of Thanks, где классическое начало переходит в мюзик-холльное ерничанье, баллада Victoria Sage, и солнечный финал The Consul At Sunset – пластинка так наполнена музыкой, что кажется, автор больше уже ничего сочинить не сможет -в се идеи уже здесь, дальше возможны только повторы. Но у Брюса впереди достаточное количество пластинок с самой разной музыкой. А Harmony Row – однозначно – некоммерческая запись – случай, когда музыкант, который может все во всех смыслах освободился от рамок рок-группы, от «форматов» и требования поклонников, от гастрольной гонки – и просто занялся музыкой. Безоглядки.