В текущей ситуации значимость сообществ многократно выросла. Все стали искать единомышленников, объединяться в чатики, вступать в новые группы, создавать свои. Но как понять, что это действительно сообщество? Как отличить сообщество от новостного канала, простого чата, секты? 🧐
Рассказывает Алиса Соколова — контент-директор команды «Сила сообщества». «Сила сообщества» помогает прокачивать сообщества в образовательных организациях, создавать крутые образовательные ивенты и продукты, развивать в себе и в своей команде самые актуальные навыки.
Мы прокачали более 2000 сообществ за три года, поэтому точно знаем что такое настоящее сообщество!
Это сообщество, если в нем есть большинство этих признаков:
✔️ Единые интересы и ценности
Люди могут объединяться вокруг общих интересов, но если их не объединяют ценности, то не будет прочной основы, на которой возникает сообщество, действующее сообща и достигающее общих целей.
✔️ Общие цели
Сообщество нельзя создать только с целью повышения узнаваемости бренда, для рекламы и продажи ваших услуг — это будет всего-лишь ваша цель, но не для сообщества. Цели сообщества — это цели, которые разделяют участники сообщества, в которых заинтересован каждый. Они дают самовыражаться, например, обмениваться опытом, совместно создавать что-то или решать какую-то проблему.
✔️ Совместная деятельность, направленная на результат
То есть действия, активности, которые помогут всем вместе достигнуть целей сообщества.
✔️ История
Она рассказывает, когда и почему сообщество возникло, как оно растет и развивается.
✔️ Правила и база знаний
Документ, сайт или закрепленное сообщение, где есть все о самом сообществе, правила (гибкие и созданные с участниками), полезные ссылки и важная информация.
✔️ Выгоды от участия
Каждый участник должен понимать, почему быть частью этого сообщества для него полезно.
✔️ Айдентика и традиции
Чем более глубокую историю имеет сообщество, тем более вероятно, что у него есть уникальное название, и даже традиции, включая шутки и символы, которые могут превратиться в мерч: стикеры, сувениры и т.п.
✔️ Вовлеченность
Разные механики активации людей, их активного участия и роста в сообществе.
✔️ Онлайн- и офлайн каналы коммуникации для взаимодействия участников
Например, чаты, группы в соцсети, встречи в ZOOM или Skype, очные малые и масштабные встречи.
✔️ Отношения, взаимопомощь, поддержка среди участников
Прочные отношения, основанные не только на приверженности идее, ценностям и целям сообщества, но и на личных обязательствах, которые участники принимают друг перед другом, — это ценный ресурс сообщества.
✔️ Демократия и отсутствие единоличного лидера
В сообществе отношения между людьми строятся не вертикально, а горизонтально. Нужно доверять и предоставлять членам сообщества самим решать, как действовать, при этом разделяя с ними ответственность.
Именно горизонтальные связи — отличают сообщества. Если вы один задаете вопрос, а вам на него отвечают, но никакого общения и обмена опытом вне вопросов нет — это группа. Важно, чтобы люди понимали, что ваше сообщество — место, куда каждый может обратиться за помощью, советом или просто поделиться радостной новостью.
✔️ Комьюнити-менеджер
Несмотря на демократию, сообществу нужен человек, занимающийся его управлением и развитием.
Если вы работаете в образовательной организации, то рекомендуем пройти наш Курс для школьных комьюнити-менеджеров.
Безусловно не все признаки появляются сразу, а многие будут меняться в процессе развития сообщества, ведь это непростой и долгосрочный процесс.
🤗 Какие признаки вы бы добавили? В каких сообществах состоите?