Опять звонит подруга с другого города, приглашает ее к себе в гости. А она никак не может, лежит с тяжелобольным сыном в больнице.
- Нет, Жанночка, пока не могу приехать. Когда? Наверно, после того, как Илюшку похороним... Врачи говорят, недолго осталось...
Фая вышла из переговорного пункта и зашагала в сторону остановки. Вот почему так случилось? И первенца своего они потеряли в двухмесячном возрасте. А сейчас болеет младшенький, полуторагодовалый Илюшка. Врачи никак диагноз не могут поставить...
Они уже несколько месяцев мыкаются по больницам. Лежали в участковой больнице, потом в районной, теперь в республиканской уже второй раз. Старшие дети скоро забудут, как мама выглядит. А дочке идти в первый класс в этом году...
Хорошо, что детей полностью взяла на себя свекровь. Не надо переживать, не голодные ли они, одеты ли, помыты ли в бане... Конечно, совсем не переживать за них Фая не может, конечно, и скучает по ним, и думает постоянно. Но пока свекровь с ними, она может полностью переключиться на Илюшку.
Муж, когда не на работе, разрывается между хозяйством и больницей. Привозит домашнюю еду, опять-таки, спасибо свекровушке. Илюшка из-за болезни толком и не ест, а вот куриный супчик с лапшой ему нравится. Да и врачи советуют его поить куриным бульоном.
Илюшка - мальчик улыбчивый, смышленый. Когда нет жара и приступов кашля, спокойно играет с игрушками, листает книжки. Свою машинку любит разбирать-собирать, когда врач во время осмотра дал ему подержать свою ручку, он моментально разобрал ее, а потом снова собрал и вернул. Еще и кивнул важно, спасибо, мол... Медсестрички его любят, когда есть время, заходят повозиться с ним.
С соседкой по палате, двухлетней Юлей тоже играют. Но когда приходит время уколов, начинает плакать, указывая худенькой ручкой на девочку и повторяя: "Люля, Люля!", мол, ей делайте укол, мне не надо... А попа у него уже как решето, поэтому в последние дни ставят капельницы в вену. А найти венки на полупрозрачной от худобы ручке еще та задачка для медсестры и испытание для малыша...
Сегодня погода хорошая, надо выйти погулять во дворе больницы. Может, на свежем воздухе Илюше станет лучше. А то кашель вчера опять усилился.
Фая начала собирать одежку малыша. Но тут он закашлялся, приступ был очень сильный. Кашель не успокаивался, ребенок весь покрылся холодным потом, он задыхался... И вдруг резко затих и вытянулся.
- Максим Петрович! - закричала медсестра.
Прибежал врач, поднял веко ребенку, посмотрел и забрал его у окаменевшей Фаи.
- Быстро в реанимацию!
Илюшку унесли, а Фая сидела на кровати и не знала, что делать. В коридоре услышала разговор:
- Симпатичный был мальчик, - всхлипнула молоденькая медсестричка Галя. - Так жалко...
- Не реви раньше времени! Живой еще мальчик! - прикрикнула на нее санитарка тетя Маруся.
Фая не усидела в палате, вышла в коридор и начала ходить туда-обратно. Сколько прошло времени, она не знала. Ходили люди, кто-то ее о чем-то спрашивал, а она просто не воспринимала ничего вокруг. Очнулась от того, что ее тронули за плечо. Оказалось, заведующий отделением.
- Фаина Николаевна, успокойтесь, выкарабкался ваш сын. Живой! Пришлось переливание крови делать. Сегодня побудет в реанимации, а завтра его принесут к вам в палату.
"Живой! Слава Богу, живой!" Фая схватила руку врача и поцеловала:
- Спасибо! Спасибо вам большое!..
Галя прибежала в палату и обняла Фаю:
- Тетя Фая, как хорошо, что Илюша жив!
Она и рассказала Фае, что крови нужной группы не оказалось. Тогда медсестра Ольга предложила взять у нее. В этот вечер Фаина решила, что станет донором, чтобы помочь другим людям. В знак благодарности той, что сдала кровь для ее ребенка.
Это был уже второй случай, когда Илюшка оказывался на грани жизни и смерти. В первый раз у него обнаружилась аллергия на пенициллин, хорошо еще, дело было днем и врачи были на месте. Ведь счет шел на секунды. Лечение усложнялось еще и из-за этого, ведь не все лекарства можно было назначить.
На следующий день Илюшу вернули в палату. А еще собрали врачей, чтобы обсудить дальнейшее лечение. Илюшу крутили, прослушивали, проверяли горло все по очереди. Он опять закашлялся. И тут маленькая седая старушка, которая когда-то была известным детским врачом, но давно находящаяся на пенсии, проговорила:
- А ведь очень похоже на коклюш!
Анализы показали, что так и было. Фаю с сыном срочно перевели в инфекционное отделение, откуда через две недели и выписали.
...Илюша вырос, хотя и часто болел. В восемнадцать лет, когда проходил медобследование для армии, врач ему порекомендовал лечь на операцию. Левое легкое у него так и не пришло в норму. "Хуже, чем есть, уже не будет, - сказал опытный врач, - а если операция пройдет удачно, можешь дожить и до внуков".
Илья рискнул и не пожалел. В армию его, естественно, не взяли. Он отучился, женился, у них родились две прекрасные дочери. Дождался Илья и внуков, и пенсии.
А Фаина Николаевна так и не съездила к своей подруге, потому что помнила свои слова, сказанные тогда: "когда похороним Илюшу..." Подруга и смеялась над ней, и стыдила за суеверность, но Фая не изменила своему слову. Зато подруга сама приезжала к ней очень часто.
А еще Фая ежегодно сдавала кровь и стала Почетным донором. Так она сдержала свое второе слово, данное, когда болел сын.
***
Уважаемые читатели, рассказ на основе реальной истории. Я передала то, что мне рассказали сами участники. Сама ничего не придумала.
Надеюсь, рассказ вам понравился. Жду откликов.