Преданий о Чуди, древнем народе жившем на Севере до прихода в этот край новгородцев, сохранилось немало на территории современной Архангельской области. Сохранились они и в выйской местности. На Вые, в народной памяти, живет такое прозвище этого древнего народа: "Чудь долгоносая, сорочина белоглазая". В выйской местности давно уже не помнят, что это были за люди. Сохранилось разве что смутное представление о них как о людях, обладающих большой физической силой. Например, выйский чудской князь мог с Мызы попасть стрелой из лука в банное окошко на противоположном берегу реки Выи, но о нем подробнее чуть позже.
По самой распространенной информации, которую предлагают интернет-поисковики, Чудь - русское название ряда финно-угорских племен: вепсов, карел, саамов и т.д. Происходит это название от слов "чуждый", "чужой", или же от слова "чудный". Словом "Чудь" новгородцы называли те народы, язык или обычаи которых были для них непонятны - "чудными" или "чуждыми". Народы эти жили, в основном, на Севере и, придя на него, первые русские поселенцы стали называть их словом "Чудь", добавляя при этом к нему разные эпитеты: "белоглазая", "темноглазая" и другие, различая их тем самым по определенным признакам.
В пользу версии, что народ "Чудь" были финно-угорскими племенами говорят сохранившиеся на Севере различные географические названия, которые, по мнениям многих ученых, происходят из финно-угорских языков. С одной стороны их наличие здесь может говорить о длительном пребывании в этой местности народов, говорящих на финно-угорских языках, а с другой - сохранилось в народной памяти множество преданий о народе Чудь, проживающем в этой местности до прихода новгородцев. Сопоставив эти два утверждения можно предположить, что Чудь - финно-угорский народ.
После заселения Севера новгородцами часть Чуди интегрировалось в русское население, но большинство же их, согласно преданиям, сопротивлялось новгородцам, и часть их была при этом убита. Другие же ушли на восток, к коми-зырянам, на Урал, или же, как говорят предания, "ушли под землю". Миф о том, что Чудь ушла под землю, мог породить их странный обряд самопогребения - когда Чудь группами опускались в заранее приготовленные ими большие ямы с навесами с землей над ними, держащимися на подпорках. Затем они выбивали эти подпорки, и земля обрушивалась на них, таким образом они хоронили сами себя заживо.
На Вые находится много мест, которые по преданиям связаны с Чудью, и одно из них это деревня Чудиново, название которой прямо говорит о том, что в ней некогда жила Чудь. Выйские старожилы говорили, что деревня Чудиново раньше находилась чуть ниже по течению реки Пинеги от нынешней. Говорили также, что в озере у деревни Чудиново Чудь будто бы утопила котел с золотом.
Ниже приведу предания про деревню Чудиново, записанные верхнетоемским краеведом Александром Тунгусовым со слов жителя той деревни В.С. Мужинина в 1952 году и опубликованные в районной газете "Заря" в 1971 году: "Малое было Чудиново раньше в лесу. Лес рядом был, высокий... Сколь ни оседает берег, сколь рекой ни размывает, а все попадает что-нибудь. И по Шоче то же. Рог однажды нашли большой, вывалило. Находили луки, стрелы, колбы. Дедко ходил, белку стрелял ими... Есть Залазная сосна — долго стоит. Ползали туда, стрелы находили. .. В яме-озере пивоварный котел с золотом, говорят, есть... Каменцы видно да бугры, только заросло ныне все. И жернова высыпало из песка, тонкие, перемолоты. Как-то мы маленькие играли, я бронзову пряжицу нашел. Река ушла под саму слуду, и ныне здесь песок...
Нифагичи — чудские, Первунины — тоже от чуди, и Верещагины той же породы. Недавно последний из них, Прокопий, умер. А Нифана я не запомнил. Мирон — тот здоровый был, черный. Яков — носатый, а Николай — вовсе носатый. Теперь никого из них здесь не осталось уже...".
Правый берег реки Выя рядом с деревней Вахтинской (Горой) представляет из себя высокий угор, который в народе называют Мыза. Согласно преданиям, на Мызе раньше жил чудской князь в своей усадьбе. Напротив Мызы, на противоположном берегу реки Выи, находится поле, на котором жили гуси и лебеди в ямах с водой, образовавшихся весной после схода большой воды. И чудской князь будто бы бил гусей и лебедей из лука прямо с Мызы. Стрелял он так точно, что мог с Мызы попасть стрелой в банное окошко на другом берегу реки Выя. Поле, на котором охотился чудской князь на гусей, и по сей день называют "Княж-поле". Князь тот во время битвы с новгородцами был вынужден отступить и во время отступления был убит, так гласит предание. Само слово "Мыза" по словарю Даля имеет такое определение - отдельный загородный дом с хозяйством, хутор, заимка. Это определение также может указывать на то, что на выйской Мызе некогда находилась усадьба, дворец чудского князя. Слово "мыза" предположительно имеет прибалтийско-финское происхождение (с финского moisio, с эстонского mõis) и обозначает оно также отдельно стоящую усадьбу с хозяйством, поместье.
Другое место, которое также связано с Чудью - это холм, находящийся в деревне Окуловской, на котором по преданиям в глубокой древности находилось чудское кладбище. Холм этот и по сей день называют "могильником". На этом холме ныне находится памятник погибшим уроженцам выйских деревень в Великой Отечественной войне. Также еще совсем недавно находилась на нем местная метеостанция и площадка под различное метеорологическое оборудование.
Есть также места на Вые, которые по преданиям связаны с отступлением, уходом Чуди из этих мест, и одно из них - это Поклонная гора. «Поклонной горой» на Вые называют угор, который находится по дороге между деревнями Чака (Шишинской) и Усть-Выйской. Свое название он якобы получил во времена, когда Чудь под натиском новгородцев уходила на восток, и, уходя, они поднялись на этот высокий угор и поклонились с него в последний раз своей родной земле. С тех пор это место стали называть «Поклонной горой». Так гласят сохранившиеся в народной памяти предания.
В старину на Поклонной горе стояла часовня, сфотографированная директором Сольвычегодского музея Томским И.И. в 1921 году. Часовня до наших дней не сохранилась. В настоящее время на Поклонной горе находится кладбище.
Еще одно место, которое по преданиям связано с отступлением Чуди - это Ратная дорога. Ратной называют дорогу, идущей от выйской деревни Чудиново до реки Вашки в республике Коми. Согласно народным преданиям, ее проложила отступающая из выйских краев Чудь. Отступали они ратью, силой, отсюда якобы и пошло название дороги. Уходили они следующим образом: под деревней Чудиново они перешли реку Пинегу и поднялись на высокий берег (слуду) и затем пошли на восток в сторону нынешней республики Коми. Для того чтобы не потерять направление они привязали к задней лошади бревно, так они тащили его и ориентировались по оставленному от него следу. Перед отступлением они и утопили котел с золотом в озере у деревни Чудиново. Еще один котел с золотом был вынесен на слуду, где каждый уходивший приносил на него горсть песка. Таким образом образовался на том месте холм. Холм этот не один раз пытались раскопать - в конце XIX века в нем проводил раскопки межевой Федосеев, а в XX веке рабочий лесопункта поселка Северный пытался срыть его на бульдозере, но ни в том ни в другом случае ничего найдено не было.
По Ратной дороге есть два места, названия которых также связано с Чудью: Быкова рада и Конева рада (рада – болото). Это места остановок уходящей Чуди - на одном они якобы забили и съели быка, а на другом - коня, отсюда и пошли эти названия. У Коневой рады Чудью была оставлена лодка, судно. Согласно народной памяти, опруги этой лодки лежали там до конца XIX века.
Впервые предания про ратную дорогу, а также про Мызу и чудского князя записал и опубликовал первый директор Сольвычегодского музея Томский И.И. в 1921 году в топографо-историческом очерке "Малая Пинежка и Выя".
#верхнетоемский район
#архангельская область
#русский север #чудь