"Как до Луны": — "Аль-Джазира"
Австралия не в состоянии заменить Россию и Украину на мировом рынке пшеницы, сообщает 10 марта телеканал "Аль-Джазира". Этому мешают проблемы с цепочкой поставок, стремительный рост цен на удобрения и более жесткие климатические условия.
В этом году на Зеленом континенте ждут рекордный урожай пшеницы — 36,3 млн тонн, на 5% больше исторического максимума, достигнутого годом ранее. В целом на долю Австралии приходится от 10 до 15% мировой торговли важнейшим злаком. На этом хорошие новости для Канберры заканчиваются.
Небывалый урожай уже привел к проблемам с доставкой продукции в порты, отмечает "Аль-Джазира". И нынешних инвестиций в инфраструктуру в размере 1 млрд долларов явно недостаточно, чтобы выправить ситуацию.
"Я читал, что Черноморский регион экспортирует 100 тысяч тонн пшеницы в день. У нас просто нет таких возможностей, — признается в интервью телеканалу представитель Australian Grain Exports Тайсон Хьюитт. — Мы и так работаем на полную мощность".
В теории можно было бы построить больше портов, соглашается он. "Но Австралия — это страна наводнений и засух. Нынешний урожай вышел фантастическим, однако через несколько лет вновь наступит засуха. Поэтому инвесторы откажутся строить дополнительные дороги. И уже точно никто не будет заморачиваться с новым портом из-за Украины".
Проблемы с поставками пшеницы еще заметнее в самом густонаселенном штате Австралии, Новом Южном Уэльсе. GrainCorp, крупнейший в штате перевозчик и хранитель зерна, сократил свой парк из дюжины поездов вдвое после засухи 2017-2020 годов, самой сильной за всю историю наблюдений.
"Заменить Украину? Да мы не можем доставить в порт даже нынешний урожай, — констатирует местный фермер Эд Коллесс. — Нам до этого как до Луны".
Еще одна проблема — взлетевшие цены на удобрения. Год назад они стоили 330 долларов за тонну, вспоминает Коллесс, а сейчас — 1100-1300 долларов.
"Это значит, что в нынешнем году кому-то в мире не достанется пшеницы", — подытоживает Тайсон Хьюитт в скромной надежде все же как-то восполнить причерноморский пробел, несмотря на заоблачную стоимость горючего и удобрений.