Найти тему

Тревоге все возрасты покорны

Так выглядит моя тревога
Так выглядит моя тревога

Юнгианский аналитик из Америки Дэвид Ротман считает, что тревога зависит от возраста. Юношеская тревога связана с взрослением. В среднем возрасте - с оценкой своей жизни: что было достигнуто, а что упущено. В старости тревога может быть связана со страхом смерти.

В конце каждого пассажа описываю терапевтическую стратегию, как это можно, на мой взгляд, проработать в терапии.

Тревога в молодом возрасте связана с переходом, взрослением, инициацией. Например, в австралийских племенах молодых людей пугали, делали надрезы и т.п. перед инициацией. То было часть ритуалы. Зачем? Так они искусственно повышали тревогу, заставляя бояться. Он тревожился. Тревога призвана уничтожить идентичность ребёнка, она помогала пройти переход повзрослеть. И в инициации он перерождался, он больше не ребёнок. Сейчас ритуалы не проводят, инициации нет. Тревога, которая возникала тогда в племенах на короткий период искусственно, сейчас пролонгирована из-за отсутвия инициации. Благодаря инициации тревога была краткосрочной и помогала повзрослеть. Испугался, прошел инициацию и стал взрослым. Сейчас мы долго созреваем, нет мудрого старца и слов и ритуала, которые бы вывели из тревожности, которая по своей сути о том, что такое взрослая жизнь. Для современных молодых людей снизить тревогу можно, укрепляя эго. Терапевтическая стратегия здесь - нормализация, хорошее отражение, укрепление, поддержка, присутствие и разговоры о том, что такое взрослая жизнь, помимо институтов и школы, как к ней прирасти, как найти место под солнцем и идти своим путем.

Дэвид Ротман
Дэвид Ротман

В среднем возрасте можно представить, что человек на вершине горы и видит и оценивает, что было с ним в детстве, какие установки привели его к этой жизни, во что сложилась именно его жизнь. Потом он спускается к подножью (это все образно) и продолжает жить, осознавая свои паттерны. Здесь тревога связана с тем, что знание о себе, полученные "на вершине" не годятся для интеграции, не получается встроить их в жизнь и жить учитывая их. Можно услышать от пациентов, что что-то мешает идти вперёд, не клеится, хотя понятно, откуда ноги растут. Тревога от нестыковки прошлого и настоящего. Терапевтическая стратегия здесь - уходить с "археологического" поля, когда мы пытаемся найти ответы в детстве. Удерживать перспективный полюс. Как с этим со всем жить, не пытаясь найти виноватого.

В конце жизни - тревога по поводу смерти, если установка была слишком рациональной. Проработка темы смерти, обращение к ней могут помочь снизить тревогу. Терапевтическая стратегия здесь - прощание с упущенными возможностями, принятие как есть. Исследования образов конца, перехода.

Ну и чтобы не утонуть в мыслях о конечности жизни, привожу ещё один взгляд на тревогу. Ролло Мэй считает, что если вы тревожитесь, вы творческий человек. Далее прикрепляю пассажи об этом из книги "Мужество творить". И

-3
-4
-5