Значит, так. Мы с вами люди умные и информированные. Мы давно знаем, что Скарлетт а) безнравственная хищница, которая вешалась на чужого мужика и всеми силами стремилась увести его из семьи, б) упертая дурында, которая исключительно по тупости своей полжизни прогонялась за оптическим обманом по имени Эшли, тогда как ее собственное счастье было так возможно и так возможно, и вот так, так близко. Знаем мы все это потому, что нам Маргарет Митчелл и Ретт Батлер хором сказали. А они врать не будут.
Раз мы все знаем и понимаем, то мы по определению раз в девяносто умнее этой дурынды, которая там, внутри ситуации, столько напортачила. Поэтому садимся в кружок, берем вязание, плотно поджимаем губы. Все поджали? Теперь резко их разожмем и поведаем друг другу, что уж мы-то никогда, чтоб вот так вот. Мы-то с юных лет если и влюблялись, то исключительно в самых подходящих особей. Если особь хоть по одному параметру не подходит, мы ее (его) сразу в сад обтесывать колья для ограды, а сами - строить светлое будущее в компании персоны подходящей. Не забываем осуждающе покачивать головой. Синхроннее, товарищи, синхроннее!
Так, кто там с места выкрикнул: «Неправда, в жизни все бывает, для некоторых осуждающих бег по граблям - дорога длиною в жизнь!»? Что ж ты будешь делать! Опять вы своей дурацкой правдой испортили нам заседание кружка идеальных леди и примкнувших к ним безупречных джентльменов! А ведь так хорошо сидели. Ну, как хотите. Откладываем вязание и слушаем правду.
А правда в том, что всегда надо учитывать контекст ситуации. Ведь когда и с чего началась болезненная и бесперспективная любовь Скарлетт к Эшли? Она началась, когда Скарлетт было четырнадцать лет. В нынешние времена иной раз женщины 30+ в любви такое откалывают, хоть святых выноси. А ей четырнадцать. Она стояла на крыльце Тары, появился вернувшийся из дальней поездки красавец-сосед, взбежал по ступенькам, поцеловал ручку… И ладно бы, если б этим ограничился. Нет. Он начал регулярно ходить к ним в дом. Вот он ходит и ходит, топчет и топчет по помытому. Сопровождает барышню на прогулках, разговаривает, вздыхает. И своих намерений никак не выказывает. Другие походят-походят, платочек на память попросят, зонтик за барышней понесут, а там, глядишь, и предложение сделают. Ну, или ходить так часто перестанут, на другую барышню переключатся А этого веником не отгонишь, ходит, как привязанный, но рот открывает только для того, чтобы про живопись Ренессанса поговорить. А вам эта живопись - до лампочки. Вам 14-16 лет, жизненного опыта у вас кот наплакал, и из того, что он (не кот, а красавец-сосед) ходит, смотрит и вздыхает, вы делаете вывод - влюблен. Ну серьезно, вот лично вы бы что-то другое подумали? Только честно!
Вообще, это раздражающее явление (когда гражданин отирается близ гражданки месяцами и годами с неясными целями) не изжито до сих пор. Оно, явление, многократно прославлено в литературе и песенном творчестве. Как то:
На закате ходит парень
Возле дома моего,
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Зачем он моргает?
Как приду я на гулянье -
Он танцует и поет,
А простимся у калитки -
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Чего он вздыхает?
..Я разгадывать не стала -
Не надейся и не жди.
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает,
Чего он моргает,
Чего оно тает?
(слова Михаила Исаковского)
Или вот еще можно вспомнить бессмертный хит кабаре-дуэта «Академия» «Хочешь, но молчишь»: «Приходит, гад, и молча ходит, гад…» Далее по тексту.
Так что бывает, еще как бывает. И ладно еще в наши дни. Иная прогрессивная гражданка способна такое чудо пришпилить к стенке прямым вопросом «Чо те надо?» Скорее всего, получит ответ «Ничо не надо». Да, разочаруется. Но хотя бы ясность сразу наступит. А если вы в девятнадцатом веке живете? Если вы, например, княжна Китти Щербацкая, а к вам на дом повадился ходить некто Вронский? Для вас спрашивать, чего ему надо, как-то не комильфо, вы ж юная княжна, у вас воспитание и этикет. И чем дольше он ходит и внимание проявляет, тем больше ваши маменька-папенька, а также двоюродные дядюшки-тетушки уверяются: это потенциальный жених. И ваше сердце постепенно тает. Просто потому что таковы правила игры: ходишь в дом, где есть девушка на выданье, интересуешься этой самой девушкой - тебя будут рассматривать как влюбленного и готового жениться, уж не взыщи. Не нравится - не ходи.
У Скарлетт папенька, слава те Господи, не из графьев-князьев. У него природная чуйка ого-го как развита. Заметьте, ему почти в одно и то же время идентичным способом нервы делают два экземпляра: Фрэнк Кеннеди и Эшли Уилкс. Но Фрэнка он готов спросить о намерениях, а вот по поводу Эшли, вероятно, ежедневно молится, чтобы Эшли не набрался окаянства и не приперся-таки с предложением. Потому что дочку папенька любит и вот такого мужа ей не желает. Но сама-то Скарлетт риски не оценивает. Из-за таких вот хождений и вздохов ее сердце уже растаяло.
Кстати, Эшли, скорее всего, понимал, что Скарлетт к нему неравнодушна. Помните, он хотел сообщить ей о своей женитьбе, а потом съехал с темы, сказав что-то вроде «в другой раз, ах, какой же я трус!» То есть он понимал, что Скарлетт будет больно от известия о его предстоящей свадьбе, поскольку она в него влюблена. Понимал - и все равно продолжал ходить за ней хвостом, не имея намерений эти отношения развивать. Ну вот как мы назовем такого, с позволения сказать, благородного джентльмена? Спасибо, господа гусары, очень правильное определение, только Дзен его не пропустит.
А сцена объяснения в библиотеке? Товарищи, что это за треш и угар? «Как я могу не любить вас с вашей неуемной жаждой жизни, вы как огонь, как ветер, как что-то дикое…» Что несешь ты, что ты, (вырезано цензурой), несешь?!! Он даже отказать девушке нормально не может. А ей шестнадцать лет. И после такого, с позволения сказать, объяснения, у нее в мозгу застревает, что он ее любит, но вот жестокая судьба и обстоятельства…
Что Скарлетт делает дальше? Продолжает любить и страдать, мучаясь отсутствием любимого человека и живя в одном доме с его женой. Дает обещание беречь его жену (!) и, между прочим, свято выполняет это обещание. Надеется, что, когда война кончится, Эшли вернется и разрулить ситуацию. Это для нас смешно видеть в одном предложении несочетаемые слова «Эшли» и «разрулит ситуацию», а для Скарлетт он герой, который все сможет.
Объяснение в саду Тары - это неслабое крушение надежд Скарлетт. Она понимает, что Эшли не сделает ничего, ибо у него честь и принципы. И она дает себе клятву никогда больше не упоминать о любви, чтобы не потерять Эшли окончательно. В романе говорится, что она решила просто отогревать сове одинокое сердце у огня его дружбы. Бедная девочка! Вот сейчас без всякого ёрничанья говорю: бедная, бедная девочка! И, кстати, клятву свято соблюдает. Не лезет к нему с любовью, просто материально обеспечивает его семейство. И ловит редкие моменты, когда можно просто посмотреть на него и немножко поговорить о нейтральных вещах.
А во фруктовом саду он, чудо в перьях, умудрился так все вывернуть, что дал ей понять: он ее, конечно, любит, но ничего не будет из соображений чести. Именно из-за этой уверенности в трагически невозможной любви у нее всякие странные выверты вроде отказа в близости мужу, чтобы хранить взаимную верность с Эшли. То, что никакой верностью с его стороны и не пахнет, она и подумать не могла в силу своего воспитания. Окончательное отрезвление наступило в день смерти Мелани, а лучше бы много раньше! Но это ж Эшли. С таким как свяжешься, потом по кускам себя собирать придется.
Так чего там аморальная героиня себе натырила из чужого семейного гнезда? Поцелуй - две штуки. Встречи в будуаре - ноль штук. Дружеское объятие - одна штука, причем весь город немедленно встал на уши, будто она с полком солдат загуляла. Деньги, нервы и здоровье, потраченные на любимого и его семью - исчислению не поддается. Маловато как-то для опасной хищницы. Для дурынды, которая тащит на себе равнодушного мужчину со всей его семьей, да, в самый раз. Но кто-то ж должен его тащить.
Что такого сделала ужасная Скарлетт? Изменяла мужьям с Эшли? Вот эти два поцелуя состоялись, когда она была свободной женщиной, а мысли к делу не пришьешь. Уводила чужого мужа? Надеяться, что он пошевелится и что-то сделает, на мой взгляд, еще не подпадает под определение «уводить». Ничего между ними не было. Одно большое Ничего. Скарлетт просто не хотела отпускать свои иллюзии и мечты, которые сопровождали ее по жизни. Кому она сделала хуже, кроме самой себя? Никому. Вот разве только Батлеру. Но он, как говорится, сам себе злобный Буратино и заслужил еще не такое.
Резюме. Если мужчина открывает рот и прямо вслух говорит, что вас не любит и планирует жениться на другой, лучше всего сразу ему безоговорочно поверить и отойти на безопасное расстояние, для верности очертив круг мелом. Если он соврал или имел в виду что-то другое, пусть это останется его личной проблемой. Вы не нанимались разбирать шифровки этого доморощенного Штирлица. Живите по возможности счастливо. Счастье - оно часто оказывается близко.