Анализ конкурентов — это исследование компаний в вашей нише с точки зрения их целевой аудитории, позиционирования, преимуществ на рынке. Проводить анализ конкурентов стоит, когда вы планируете запуск бизнеса или нового продукта, выход на новые рынки или площадки, хотите повысить продажи или разработать новую стратегию продвижения.
Исследование конкурентов поможет вам понять ситуацию на рынке, найти их сильные и слабые стороны, которые вы не замечали, определить собственный путь развития и сформировать стратегию продвижения. Помимо этого, у конкурентов можно обнаружить вдохновение и новые идеи.
Делимся пошаговой инструкцией о том, как провести анализ конкурентов, а также полезными сервисами и примерами.
Выберите конкурентов
Искать их можно через поисковики. Напишите в Яндексе или Google запрос о вашем продукте и изучайте ссылки. Чтобы расширить поиск, уберите в настройках персональные рекомендации. Тогда поиск не будет учитывать ваш регион и интересы в поисковой выдаче.
Искать конкурентов можно в социальных сетях и на сайтах маркетплейсов. Если у вас есть точки офлайн-продаж, воспользуйтесь поиском через карты (Google, Яндекс, 2ГИС).
Изучайте не только прямых конкурентов, с которыми у вас совпадают ассортимент, ценовой сегмент и аудитория. Обращайте внимание и на косвенных конкурентов — компании, которые производят похожие на ваши товары и услуги. Например, продавцам кофейного зерна имеет смысл включить в свой анализ конкурентов кофейни и продавцов из других смежных ниш: дистрибьюторов кофемашин, производителей растительного молока.
Соберите материал
Чтобы получить данные, которые будет легко сравнивать, заранее выберите пункты анализа. Это может быть УТП, ассортимент и цены, структура и удобство сайта, работа менеджера, позиционирование в соцсетях, программы лояльности.
Изучите сайт. Обратите внимание на то, как бренд позиционирует себя, какая информация представлена на сайте, какое даёт уникальное торговое предложение.
Также при анализе сайта посмотрите, насколько он удобен для пользования: легко ли найти нужный товар, оформить заказ, какие есть варианты оплаты, как сайт работает в мобильной версии.
Чтобы узнать посещаемость сайта, вовлечённость пользователей, рейтинг ресурса среди конкурентов в отрасли и сравнить с другими сайтами, можно воспользоваться специальными сервисами, например Similarweb.
Проанализируйте ассортимент и цены. Что есть в магазине конкурента, чего вам не хватает? Насколько отличаются цены на аналогичные позиции? За счёт чего у конкурента может быть такой ассортимент и цены? Это поможет вам выйти на точки роста в ценообразовании и продуктовой линейке. Обратите внимание на скидки, акции и программы лояльности: как это делают конкуренты? За что выдают промокоды? Используют ли форматы подписки и подарочного сертификата?
Сделайте закупку как тайный покупатель. Так вы сможете оценить работу менеджера, скорость оформления покупки и доставки, качество упаковки и самого продукта.
Изучите социальные сети. Посмотрите, какой контент выкладывают конкуренты, какие методы вовлечения аудитории и стиль общения выбирают. Отсюда можно почерпнуть идеи для своих аккаунтов.
Посмотреть, какой контент у конкурентов самый успешный, можно через специальные сервисы. Например, Popsters расскажет, какие публикации на выбранной странице набрали больше всего лайков, в какой период аудитория была наиболее активной.
Проведите итоговую аналитику
Чтобы вся информация была наглядной и доступной, оформите её в таблицу.
На основе этих данных ответьте на вопросы: какие по сравнению с конкурентом у вас есть сильные и слабые места? Например, вы видите, что конкурент присутствует на трёх маркетплейсах, а вы пока не освоили этот канал. А вот контент-маркетинг у вас лучше. Чтобы вырасти, расширьте каналы присутствия и дайте клиентам больше возможностей приобрести ваш товар в разных местах. Затем можно прогреть аудиторию контентом и вести в эти новые каналы за покупками.
Также у конкурентов можно подсмотреть новые форматы контента, распространения товаров, коммуникации с клиентами. Если вы чувствуете, что компании нужны изменения, но для решения не хватает информации, анализ конкурентов — это хороший старт.