Санкт-Петербург, начало XX века. Россия живет предчувствием революции. Анархист Карамора со своей диверсионной группой организует налет на почтовое отделение, где зачитывает список политических требований. Практической пользы от налета ноль, но зато Карамора встречает любовь всей своей жизни - девушку Алину. Идет время, их отношения развиваются, но тут происходит страшное - на ячейку анархистов Караморы нападает страшное существо, человекоподобный монстр, который жестоко убивает всех… И лишь Караморе удается спастись. Он выясняет, что его боевых товарищей и любимую женщину убил вампир. Да, вампиры реальны и, более того, вампиры много столетий контролируют российскую империю. И государь-император, и все его министры, и большая часть самых знатных дворян - все они безжалостные кровососы (в прямом смысле слова).
Теперь в жизни Караморы, который как мы очень быстро узнаем на самом деле никакой не идейный анархист, а провокатор на службе тайной полиции, появилась цель: найти и истребить всех вампиров и отомстить за смерть любимой женщины. Но сначала Караморе придется отправить в путешествие по Европе, чтобы подробнее изучить вопрос как именно убивают вампиров и путешествие это будет наполненным опасностями - ведь по следам неудачливого провокатора идут Всадники - страшная организация самых настоящих террористов-революционеров. Кроме того Карамора и не подозревает, что Алина на самом деле жива - её пощадил граф Руневский, тот самый вампир, убивший анархистов. И между Алиной и Руневским постепенно начинаются собственные отношения…
Как не сложно догадаться, действие сериала «Карамора» происходит в альтернативной вселенной, в которой известные нам исторические персонажи соседствуют с могущественными вампирами. Альтернативная история - это, пожалуй, один из самых сложных в исполнении жанров. Достаточно неудачно выбрать интонацию и выйдет не история, а фарс типа «Авраама Линкольна - Охотника на Вампиров» (талантливо придуманная книжка, ставшая очень плохим фильмом). «Карамора» этих ошибок избегает благодаря подчеркнуто ироничной интонации и искренней любви к русской истории.
Исторические персонажи и события искусно и абсолютно органично вплетены в ткань фэнтезийного повествования. Среди героев «Караморы» царь Александр II, Гаврила Принцып, Нобель, князь Юсупов, Столыпин, Маяковский, Лев Толстой и Распутин. Да, иногда исторические личности появляются исключительно ради гэга или репризы, понятной продвинутому зрителю, но никакого раздражения это не вызывает. Напротив, некоторые герои - например Сталин с Лениным или Лев Толстой в Ясной поляне - введены в сериал очень остроумно и осмысленно.
Предметный мир, характеры, обстоятельства, правила устройства вселенной - в сериале всё не случайно, всё точно придумано. Это история, которая строится на деталях и характерах - не всегда сразу кстати очевидных, в которой действие происходит в максимально убедительном мире - не привычных российским сериалам декорациях с тремя калеками из массовки, а полноценных живых городах.
Сериал прекрасно сыгран - замечательные роли и у Филиппа Янковского и у Дарьи Балабановой и, надо об этом тоже сказать - у самого Данилы Козловского. Это важное замечание, потому что по первым сериям зрителю может показаться, что он такого Козловского уже видел, но это не так. У Данилы в «Караморе», пожалуй, самая необычная и неожиданная роль за всю его богатую карьеру. Но что, пожалуй, важнее, «Карамора» безусловное достижение Козловского-режиссера. Это круто поставленный сложный, дорогой и очень зрелищный проект. Среди российских сериалов ничего подобного просто не было, а отдельные сцены - например бал у Столыпина - выглядят круче, чем некоторые дорогие российские фильмы.
Явно непреднамеренно, но «Карамора» еще и неожиданно актуальный сериал. Свежо звучащий и очень соотносящийся с политической реальностью сегодняшней России. И, что самое важное, с очень уместным и таким нужным нам сегодня финалом.
Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал «Сериалы с Иваном Филипповым» — подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.