Всем привет! Ну вот мы с вами и добрались до самого интересного - до композиции в кадре. Пожалуй, самая сложная и самая интересная тема. С этого момента можете считать себя фотографами)))
Композиция
Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Это дословное определение из Википедии. Если простыми словами и на пальцах - то это правила и приемы расстановки объектов в кадре, фокус, цветовые акценты и многое другое. В общем - это гармония объектов в кадре.
В целом, композиция - штука весьма интуитивная. Кто-то схватывает на лету и даже не понимает, что использует те или иные приемы, действуя только на интуиции. А кому-то приходиться заучивать основные приемы и бить себя по рукам, чтобы доходило до автоматизма. Понимание и использование приемов правильной гармоничной композиции - это уже можно назвать талантом фотографа, его художественным вкусом.
Основные приемы
На самом деле приемов и их комбинаций огромное количество. И все разбирать нет никакого смысла, потому как всё так или иначе складывается к основным 10 законам.
Взгляните на карусель. Я взял несколько кадров из фильмов - и в каждом есть правило третей.
Если совсем просто, то взгляните на первую фотографию в карусели. Взгляд в первую очередь будет падать на точки пересечения линий, далее на сами линии, и только после на все остальное. Это и называется правило третей. (Позже, в отдельных статьях мы познакомимся поближе с каждым из законов, а пока просто запомните это)
Правило третей:
Старайтесь расположить объекты в кадре на точках пересечения линий.
Также на кадрах это правило дополнено еще одним - диагональные линии.
Если присмотреться, особенно хорошо это видно на кадре из фильма "Побег из Шоушенка". Герои сидят на ступенях и если провести линию вдоль головы героев, то получится идеальная диагональ - параллельная диагонали ступенек, также колени, руки, плечи. Это цепляет взгляд зрителя. А центром внимания является персонаж Моргана Фримена (справа) - он внимательно слушает собеседника, а вместе с ним и зритель. Мы смотрим сперва на правого героя, следим за его реакцией, потом смотрим на второго героя, а задний фон, ступеньки, шашки - это и вовсе не замечаем.
Так вот:
Диагональные линии расставляют акценты и ведут взгляд зрителя слева - направо.
Это отличный прием, и если его освоить, то почти каждый кадр становится шедевром.
Едем дальше.
На следующем кадре из фильма "Джокер" опять же правило третей и диагонали дополнено еще и цветовым акцентом.
Герой выделен цветом, он в яркой одежде, в необычной и не типичной позе - прямо кричит в кадре.
Цвет - тоже один из приемов композиции для выделения главного объекта.
Правило третей дополняет выделение героя, а диагонали указывают, что герой спускается, падает вниз, и делает это с радостью (Особенно это хорошо понятно, если знать контекст сюжета фильма. Ведь Джокер спускается по лестнице, он спускается морально, перестает бороться с окружающим миром и получает от этого удовольствие)
Заключение
В этот раз мы не будем рассматривать все 10 законов. В ином случае у вас просто все смешается в голове и вы вряд-ли запомните хоть одно.
Пока, как итог этой статьи просто запомните, что композиция - это визуальный язык художника со зрителем. Если правильно выстроить композицию, можно передать настроение в кадре, чувства и эмоции героев, заставить зрителя улыбаться или грустить и сопереживать герою в кадре. Это мощнейший инструмент, который отличает фотографа от простого обывателя с фотоаппаратом в руках.
P.S. Пишите в комментариях, все ли понятно, потому как тема довольно сложная и важная. В следующей статье подробно разберем правило третей, что это такое и как им пользоваться.