Найти тему
Гретхен Крюгер

"Пункт назначения" (1-5)

Моя претензия ко многим кинофраншизам в том, что они не умеют вовремя остановиться и начинают искусственно растягивать и размазывать историю, вводить арки и героев, линии которых никуда не ведут и существуют лишь для забивки экранного времени.

(Даже по обложкам уже видно, какие фильмы были сделано по принципу «чтобы были»)
(Даже по обложкам уже видно, какие фильмы были сделано по принципу «чтобы были»)

Одна из таких кинофраншиз для меня – «Пункт назначения». Это серия фильмов из пяти частей (впрочем, на сегодняшний день существуют и графические новеллы и книжная серия и что-то там ещё). Суть всех сюжетов одна: герою в обыденной ситуации вдруг в деталях видится катастрофа, в которой он и многие люди погибают. Перепуганный герой вдруг приходит в себя и понимает, что катастрофа ещё не случилась. Он или она начинает истерить, в результате «сходя» с

места катастрофы и по стечению обстоятельств делает это не в одиночку – за ним следуют сомневающиеся, опоздавшие, обеспокоенные – словом, друзья, коллеги и просто случайные люди. Все эти люди задают герою вопрос: что, собственно, с тобой случилось, друже? И получают странный ответ, что сейчас произойдёт катастрофа. Разумеется, этому никто не верит, но вдруг, по волшебному –раз-два-три катастрофа случается. Группа выживших ошарашено взирает на героя-провидца…

(с этого момента  первый фильм переходит в свой лучший режим)
(с этого момента первый фильм переходит в свой лучший режим)

Затем следуют похороны, герой-провидец мучается вопросами «что, собственно со мною?». И тут выясняется что у смерти свои планы. Смерть начинает забирать всех выживших по очереди, принося ещё более страшную гибель (и зачастую кра-а-айне нелепую). Герой-провидец в страхе и непонимании вместе с выжившими (которые, конечно, в самом начале полны скепсиса), пытаются спастись…

(мне нравится момент с поездом, этот срыв Картера и его страх перед смертью, который становится яростью и попыткой «умереть здесь и сейчас» - «Пункт назначения 1»)
(мне нравится момент с поездом, этот срыв Картера и его страх перед смертью, который становится яростью и попыткой «умереть здесь и сейчас» - «Пункт назначения 1»)

По итогу погибают все, кто выжил изначально. Природа видений не раскрывается. Издевательская закономерность смерти тоже меняется от фильма к фильм, и ещё раз выражу своё мнение: для такого сюжета пять фильмов – это много. Даже несмотря на финальный твист в конце пятой части, который закольцовывает сюжет.

(всё ждет твоей гибели…)
(всё ждет твоей гибели…)

Фильм первый.

«Пункт Назначения»один вышел в 2000-м году. Группа учеников старшей школы отправляется на каникулы в Париж, но у главного героя Алекса происходит видение о крушении самолёта и гибели всех людей. Очнувшись от видения, Алекс пытается предупредить всех, но из-за сложившейся ситуации самолёт покидают только Алекс, учительница, крутой местного разлива - Картер, подруга Картера – Терри, студент Билли. Ещё одна студентка -Клэр и лучший друг Алекса Тод сходят сами. Картер устраивает драку с Алексом за сорванную поездку, а в это время самолёт с оставшимися пассажирами взлетает и тут же взрывается. После этого два агента ФБР берут показания у людей, снятых с самолёта.

(Бедный Алекс! Смерть жестока. Она позволяет знать неотвратимое)
(Бедный Алекс! Смерть жестока. Она позволяет знать неотвратимое)

Объяснить что-либо внятно Алекс не может – привиделось и всё тут! Далее следуют похороны и смерть начинает находить всех выживших. Причём для агентов ФБР всё выглядит так, словно Алекс, ощущающий знаки смерти и предпринимающий попытки к спасению – едва ли не главный подозреваемый. Но предъявить ему ничего не могут.

(и подозрительность ФБР очень даже понятна)
(и подозрительность ФБР очень даже понятна)

По итогу – к финалу выживают только Клэр, Алекс и Картер. Полгода спустя они отправляются в Париж, где планируют провести время и отойти от пережитого. Но Алекс всё ещё в напряжении. Картер всё-таки гибнет из-за сорванной строительной вывески…

(когда всё наладилось лишь для вида)
(когда всё наладилось лишь для вида)

Плюсы фильма в его динамике и неожиданно свежем (для 2000-го) сюжете. Неизбежность смерти, её присутствие и внезапная нелепость в её приходе – это страшно. Да, у всех фильмов есть определённый минус – многие смерти на грани абсурдной фантастики, создатели пытались натянуть сову на глобус – и то сорвано, и там разлилось…

И даже при учёте всего абсурдного, с чем мы сталкиваемся в жизни (премия Дарвина, привет!), многое выглядит крайне нелепо. Но первый фильм открывает эту историю и держится достойно, не теряя нити повествования и не разбрасывая по пути героев.

Мне нравится этот фильм. Он знает на какую аудиторию ориентирован и держится достойно.

(вернём ненадолго Клэр, потом спишем её. А Алекса мы давно списали за кадром)
(вернём ненадолго Клэр, потом спишем её. А Алекса мы давно списали за кадром)

«Пункт назначения 2» вышел в свет в 2003 году. Здесь уже главной героиней стала девушка Кимберли, которой во время плотного движения на трассе привиделась страшная катастрофа. Поняв, что катастрофа реально произойдёт, Кимберли заблокировала дорогу, выводя из-под удара сразу же несколько случайных людей. И вскоре смерть начала их находить.

(лесовоз...)
(лесовоз...)

В плюсах этого фильма я, без сомнений, выделяю главную героиню. Она действовала решительно и вообще – молодец. Но минусов для меня в этом фильме больше. Здесь уже проседает динамика, меняется логика смерти (вообще, чувствуется, что фильм творили несколько сценаристов, каждый из которых желал по-своему провести борьбу со смертью). А, и гибель Алекса (из первой части) всего лишь рассказана и произошла где-то за кадром. И да, здесь куда больше глупых стечений обстоятельств и это даже раздражает.

(этот фильм не стыкуется атмосферой с первой частью)
(этот фильм не стыкуется атмосферой с первой частью)

«Пункт назначения 3» вышел в 2006 году. Здесь события разворачиваются в парке аттракционов и снова несколько человек избегают гибели, и снова их настигает смерть. Наверное, из-за того, что авторами сценария выступают люди из первой части – фильм и возвращается на прежний уровень качества. Мне нравится как создатели фильма сделали «знаки смерти» - главная героиня будет пытаться угадать причину гибели по фотографиям, которые сама же делала.

(Динамика снова с нами!)
(Динамика снова с нами!)
(ещё никогда фотографии не были столь значимы)
(ещё никогда фотографии не были столь значимы)

Также – отдельный плюсик за линию Яна МакКинли, который попытается убить главную героиню, считая её виновницей всех несчастий. И за линию с сестрой главной героини – их конфликт, который будет в тяжелые минуты превращен в мир – это трогательно. Это цепляет.

(отчаяние героя цепляет)
(отчаяние героя цепляет)
(все обиды забыты)
(все обиды забыты)

Как и концовка, когда выжившая троица этого фильма встречает в поезде метро свою смерть. И то, что героиня снова видит возможную аварию, уже не спасёт – из вагона некуда деться.

Да и смерти здесь не такие нелепые как во второй части.

-15

«Пункт назначения 4» вышел в 2009 году и я с трудом могу воспринимать этот фильм. Он скучный. Он раздражает вернувшейся снова беспутностью и абсурдностью, в нём нет персонажей, за которых хочется переживать или хотя бы запомнить. В этот раз авария на спортивном стадионе… снова поменялись сценаристы (и это нифига не плюс!), и снова начинают гибнуть люди, уцелевшие в результате предупредительного видения и реакции главного героя.

-16

В конце герою снова приходится быть спасателем – на этот раз выживших должно догнать смертью в кинотеатре, но он успевает вмешаться. И… смерть настигает дважды уцелевших в кафе.

-17

Этот фильм можно смело пропускать. Он никакой. Он бестолковый и вполне заслуженно имеет самые низкие рейтинги среди всей серии «Пунктов…» этот фильм не запомнится, не раскроет героев и непонятно кто и для чего его вообще решил снять. Четвертая часть - пустая трата времени.

(3д?? на сценарий не забивайте, со спецэффектами потом разберемся)
(3д?? на сценарий не забивайте, со спецэффектами потом разберемся)

«Пункт назначения 5» вышел на экраны в 2011 году. На этот раз главный герой увидел обрушение моста и спас несколько человек. спасённые же начали методично и сурово гибнуть.

(с Оливией просто верх несправедливости и глупости!)
(с Оливией просто верх несправедливости и глупости!)

На этот раз в сценаристах фильма значится вообще стороннее лицо и… надо отдать должное этому человеку: несмотря на глупость многих смертей, он пытается вырулить франшизу на полный финал, видимо, понимая, что пора заканчивать.

(в этом даже есть логика)
(в этом даже есть логика)

У фильма есть два интересных мне момента. Первый – это когда один из героев, поняв закономерность смертей, предлагает убить одного из выживших, чтобы обмануть смерть. Это интересный момент.

Второй – выжившие после крушения моста и после всего дальнейшего, летят в Париж. На том рейсе, где сидят ученики старшей школы. А среди учеников Алекс. И у Алекса видение о крушении самолёта…

И это красиво.

(крутая фишка франшизы – постоянное мелькание тут и там числа «180», во всех 5 частях, но ответа на то, почему именно 180, а не 179 или 181 толком нет)
(крутая фишка франшизы – постоянное мелькание тут и там числа «180», во всех 5 частях, но ответа на то, почему именно 180, а не 179 или 181 толком нет)
(здесь вообще нет ответов, просто издевательский план смерти и это…это смотрится очень недурно, вот что значит качественная работа. Вторая и четвертая части, это было не вам)
(здесь вообще нет ответов, просто издевательский план смерти и это…это смотрится очень недурно, вот что значит качественная работа. Вторая и четвертая части, это было не вам)

Я могу сказать, что всю эту франшизу можно смело включать как демонстрацию нарушения техники безопасности. Я серьёзно. Если бы не было столько нарушений ТБ, а люди были бы чуть внимательнее к себе и к друг другу, то всё было бы не так печально.

(забыть бы тебя, четвертая часть!)
(забыть бы тебя, четвертая часть!)

А насчёт фильмов… что ж, это интересные фильмы, заслуживающие внимания. но вся франшиза затянута. Если бы имелась первая, третья и пятая часть – это была бы хорошая, качественная трилогия о фатализме. Пять фильмов – это слишком много, пять фильмов не могут держать в напряжении одинаково и фантазия создателей заканчивается. Авария на дороге во второй? Что ж, продублируем её в четвёртой – аварией на спортивных гонках. Да и варианты гибели выживших тоже повторяются, лишь слегка меняя декорации.

-24

И даже имена героев уже указывают, что сценаристы сдулись: в первом фильме есть персонаж Картер, персонаж с таким же именем и таким же типажом характера есть и в четвертом фильме. Я понимаю – имена могут повторяться, но это выглядит в данном случае халтурно. А жаль, начиналось всё многообещающе, но создатели не сумели остановиться вовремя.

-25

p.s. были слухи о продолжении… граждане, за что?