Позавчера опубликовала приметы советского детства, и в комментариях мне напомнили об одной такой - школьной.
Чтобы хорошенько запомнить стихотворные строки, или тему перед контрольной, мало было выучить и подготовиться - надо было положить на ночь учебник или книгу со стихами под подушку...
А вспомнилось мне, как наша замечательная учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Кузнецова, желая приобщить нас, эгоистичных ленивых недорослей, к высокой поэзии Александр свет Сергеича, разделила на отрывки "Евгения Онегина" и распределила между нами для заучивания и последующей декламации перед классом.
Мне тогда досталось "письмо Татьяны к Онегину". Скажу честно: на тот момент, этим произведением не прониклась нисколько, потому что мои литературные пристрастия роились вокруг книг Стругацких, Беляева, Булычова, Бредбери, Лема, Кларка... Ну, вы поняли)) Поэтому отнеслась просто, как к школьному заданию, без эмоций. А вот моя одноклассница и тезка пушкинской героини - та прямо горела желанием читать этот отрывок. Мы вместе занимались в студии художественного слова во Дворце пионеров на Ленгорах, где она делала большие успехи (руководитель ставила ее в пример). Тогда я не была знакома даже с термином "фанат", не то, что с его сутью. Но Танино упорство в достижении цели было мне хорошо знакомо: в стремлении достигнуть желаемого она могла раскатать танком кого и что угодно. Короче, отрывками мы с ней поменялись.
И вот настал звездный час Тани: Надежда ее вызвала к доске. Не знаю, что тогда произошло, возможно, Таня просто переволновалась, а возможно сыграла роль ее внешность: Таня была полноватой, буйно кудряво-рыжей и веснушчатой... И класс начал ржать. А она продолжала - все громче, все пафосней, заливаясь краской, как умеют только рыжеволосые... Одноклассники давились смехом, и даже Надежда с трудом сдерживалась, несмотря на то, что отчего-то изначально была на ученицу рассержена.
Тогда она Татьяне поставила... точку. Что означало перезачет, шанс на исправление "пары", "банана" - "двойки", короче. Что было совершенно несправедливо, ведь моя одноклассница отрывок знала безупречно, а за актерские данные отметки в школе не ставят! Так думала я, пока не вызвали меня - сразу следом за тезкой пушкинской Татьяны...
Пока шла к доске, въехала, что вызывала Надежда не по фамилии, а по названию отрывка... Значит, ждала, что "письмо" буду читать я. До меня дошло, что разозлилась она на наше самоуправство - но почему, какая разница?
Разницу я прочувствовала, когда начала читать свой отрывок. Вернее, мне до сих пор не известно, чем руководствовался преподаватель, распределяя отрывки. Просто я начала иначе понимать смысл автоматически выученного текста прямо в процессе его декламации - и это было слегка... шокирующе. Почему? Наверно, потому, что девочки-подростки первой половины 70-х прошлого века очень отличались от сегодняшних тинейджеров того же возраста...
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!
Мое! – сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул,
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Как вы поняли, мне достался "сон Татьяны". В нем 11 строф, поэтому привела лишь маленький, но яркий его отрывок. Полтора часа назад двенадцатилетний сосед, не задумываясь, обозвал происходящее в этих строфах "эротическим триллером с элементами мистического хоррора и криминала", причем "придушенным правилами приличия и цензурой того времени". И вот этим вот самым я начала проникаться в процессе чтения перед классом, который отчего-то не продолжил начатое веселье, хотя вполне мог. Не знаю, что тогда повлияло - мое обалдение, прорвавшееся в интонациях, или свирепое выражение лица Надежды нашей Васильны... но дослушали меня молча, слегка покхекав и попереглядывавшись. И получила я за это от нее... 5/2. Вот прямо так - через дробь. На возмущенное "уууу" увидевших это с первых парт Надежда железно отрезала: "Не будете впредь самовольничать!" А позже мы узнали, что и сама она получила за эту "дробь" отлуп от завуча. "Не бывает в советской школе двойных оценок, это вам не фигурное катание!" - неслось из-под директорской двери (как рассказала секретарша).
А для меня с того самого момента стихи Александра Сергеевича ожили. В прямом смысле. Перестали быть просто красивой вязью рифм гениального стихотворца, став образами и историями - взрослыми, глубокими, многогранными и вечно современными. Сказка, в том или ином виде присутствующая в каждом его произведении - это не детская литература, а то, что понимается и раскрывается по крупицам в каждом возрасте. Если, конечно, человек способен не только читать буквы, но и видеть за ними смыслы и образы.
Пожалуйста, ставьте лайк, чтобы было больше показов, а значит – и единомышленников. Каналу нужно развитие, его автору – читатели. Впрочем, корректно возражать тоже не возбраняется))
Найти меня можно еще здесь и здесь.
#стихи и сказки пушкина #мистика пушкина #детсво в ссср #советская школа #стихи читать онлайн #прекрасные стихи #реальные истории из жизни людей #советские учителя #москва та #по волне моей памяти