Архитекторы автограда говорят о том, как нужно будет развивать город на Каме после внешнеполитических событий.
Казанский архитектор Александр Дембич со своими помощниками и студентами завершает работу над новым генпланом Набережных Челнов. Но чем ближе к концу эта работа, тем яснее, что вскоре после спецоперации России на Украине и гибридной войны с Западом автограду потребуется не просто новый, а качественно иной генплан развития.
Город по старинке
Что сейчас делает Дембич со своей командой? Бесспорно высокопрофессиональный и совсем неплохой (при всех к нему нареканиях) генеральный план. Но это план в том русле и с теми (хоть и модернизированными) подходами, с помощью которых верстался еще самый первый документ строительства новых Челнов и «КАМАЗа». Что происходит сейчас? Радикально меняется архитектура мира, архитектура российской экономики и жизни. Это первое. Есть второе. В правительстве России родились решения, которые конкретно показывают, каким путем пойдет строительство жилья в стране и развитие ее городов.
- В России начнут массово строить типовые жилые поселки, - в конце мая сообщили СМИ.
Общественный совет при Минстрое РФ одобрил инициативу создать федеральный проектный центр, задача которого координировать комплексную малоэтажную застройку в регионах. Предложение направлено на рассмотрение главе Минстроя Иреку Файзуллину. А буквально на днях объявлено о решении ввести льготную ипотеку на строительство индивидуальных домов своими силами. Принять такие решения нужда заставила. Несколько месяцев назад казанский и челнинский архитектор Вячеслав Нилов (давний сторонник одноэтажного и малоэтажного строительства взамен многоэтажных МКД) объяснил экономику:
- При строительстве МКД цена одного квадратного метра квартиры при продаже на старте строительства доходит иногда до 100 тысяч рублей! А себестоимость «квадрата» в индивидуальном доме – 25 тысяч.
Новая стратегия
Нилов – автор принципиально новой для нас стратегии развития городов и особенно Набережных Челнов. Он убежден, что никакого «дефицита площадей» под строительство жилья в автограде нет и быть не может. Челны - это точка на карте, вокруг которой надо очертить круг радиусом 30 километров и все деревни, села (в том числе заброшенные), поселки и даже садоводческие товарищества рассматривать как районы Набережных Челнов. Дома в деревнях, селах, СНТ не обязательно перестраивать. Даже водопроводы с канализацией не повсюду нужно прокладывать - сельская инфраструктура вполне подойдет. Но нужно обязательно строить хорошие дороги, связь, интернет и пр. Задуманные типовые поселки, льготная ипотека на дома своими силами – это то, что очень естественно вписывается в концепцию Нилова. Тут стоит сказать, что вообще-то это концепция, воплощенная в жизнь при строительстве американского Нью-Йорка. Это для нас она новая.
- Только надо, чтобы у нас это не было сделано через задницу, – откровенно оговаривается Вячеслав Нилов.
В частности, он имеет в виду строительство поселков для многодетных в Татарстане. Году этак в 2011-м власти республики присоединились к федеральной программе выделения земельных участков многодетным бесплатно. Многодетные стали участки брать и дома строить, а вот о том, как поселки будут обеспечиваться дорогами, газом, электроэнергией и пр. (это забота государства) власти не подумали. В итоге какой поселок многодетных ни возьми, везде скандалы с властями.
- В новых типовых (или старых благоустроенных) городских поселках мы должны предлагать гражданину (покупателю) готовый дом со всей инфраструктурой к нему и с участком обнесенным забором, – уточняет Нилов.
У одного из старейших и весьма заслуженных архитекторов автограда Алексея Никитина идея развития несколько иная, но довольно схожая.
- Под строительство Челнов земли не стало?! Это у нас, в России земли нет?! – риторически иронично спрашивает Никитин.
И предлагает застраивать город хуторами и небольшими, отдельно стоящими друг от друга поселками. А существующие деревни и села, конечно, надо обустраивать, но только не надо превращать их в подобие городского квартала.
- Город надо развивать в направлении Нижнекамска и Елабуги, создавать конгломерацию. И развивать город надо строительством небольших поселков с домами разной этажности и так, чтобы жили там люди с разным достатком. Расстояние между поселками должно быть километров пять, а на этих километрах – первозданная природа, арки, зоны отдыха, - предлагает относительно молодой, но опытный и потомственный архитектор Равиль Сафиуллин.
Кроме того, архитектор считает, что нужно браться за замену МКД малоэтажными домами.
- Есть международные исследования, которые доказывают, что в нормально построенных на месте большой многоэтажки двух-трехэтажных домах можно комфортно разместить всех жителей этой многоэтажки, - добавляет Сафиуллин. При этом эксплуатация и стоимость проживания многоэтажных домов существенно дешевле, чем в МКД.
Можно не сомневаться, что со временем число сторонников пространственного поселкового развития Набережных Челнов будет только расти. Руководителям строительного комплекса города, чиновникам-организаторам строительства уже сейчас нужно готовиться к иной строительной политике.
Город-мечта
И обязательно нужно услышать и учесть то, о чем говорит Артур Королев. Артур Королев – это молодой коренной и талантливый челнинец, который по всем признакам должен был из города уехать, как делают очень многие молодые люди сразу после школы, «на крайняк» после института. Но Королев не уехал. И стал успешным и продвинутым здесь, в отличие от многих, ставших неудачниками в столицах России и за ее рубежами.
- Я сам придумываю себе интересную работу, - говорит Артур.
Он раскрывает, пожалуй, главную причину того, что молодежь валом валит из города в поисках перспектив и лучшей жизни.
- У молодежи сейчас бытует такая философия, что остаться в Челнах жить – это «зашквар». По-другому - отстой. Ты зашкварник, отстойник, неудачник, если остался в Челнах после школы.
Родители Артура приехали в Челны строить «КАМАЗ» и новый город. Это был город их мечты, и они его построили. Но сразу после этого мечта из Набережных Челнов ушла. Город стал второстепенным городом-спальней, потом он стал чуть ли не бандитской столицей Татарстана, а затем - заброшенной провинцией, из которой в Казань выманивались все таланты, забиралось все лучшее.
Сейчас город с каждым днем становится все краше, но чиновникам не стоит обольщаться. В Челнах происходит не развитие, а всего лишь обновление того, что устарело. Между тем, город, все что в нем есть, его молодые люди, его лучшие умы и таланты, его генетика 70-х (годы первостроителей) – это огромный потенциал для развития. И такого развития, какого страна еще не видела. Надо позволить молодым реализовать в городе свои мечты, потому что без мечты и жизни нет. Коренная смена философии дальнейшего строительства города – это самая питательная среда для любой мечты и ее воплощения. Отцы и деды строили город будущего, дети пусть строят город-сад. Или тот город, который захотят.