В Казанском Кремле открылся первый музей, посвящённый средневековому государству. Раньше такого не было.
Как раз в начале высокого летнего туристического сезона в Казани открылся музей «Дух Золотой Орды». Он располагается в Казанском Кремле, в здании которое известно как западный корпус Пушечного двора. Чтобы было понятно для тех, кто в Казанском Кремле впервые или слабо ориентируется - в Кремле есть комплекс зданий Пушечного двора: северный, западный, южный и главный корпуса. А для посетителей, которые хотели бы найти этот музей, нужно ориентироваться на Благовещенский собор, дойдя до него нужно повернуть направо, пройти через арку и идти в сторону небольшого сквера, который и был раньше внутренней территорией Пушечного двора.
Музей «Дух Золотой Орды» посвящён именно историческому периоду этого средневекового государства. В Казани и в Татарстане уже есть пространства, где так или иначе на экспозициях представлена история Золотой Орды. Но как правило история вписывается в контекст либо этапов истории татарского народа, либо этапов истории Татарстана. Чтобы целенаправленно выделить историю Золотой Орды, сделать её экспозицию сконцентрированной - такое в Казани впервые. В этом уникальность музея.
Музей - частный проект, не стоит от него ожидать размахов, привычных, скажем, для Национального музея Татарстана или Музея истории государственности Татарстана. Пешеходы улицы Баумана в Казани видят обилие маленьких и в чем-то экспериментальных, провокационных площадок. Вот и музей «Дух Золотой Орды» из этого же ряда, только о татарских средневековых ханах.
Основное пространство поделено на три части, есть, конечно же, татарский трон в фотозоне, есть красочно сделанные фигуры воинов-золотоордынцев. Большое внимание привлекает к себе фигура Чингисхана, который вальяжно сидит на троне. У него есть одна небольшая деталь - он в руках держит чётки. Держал ли при жизни Чингисхан чётки сейчас никто четко не скажет. Но мировая традиция (а может и шаблон) обычно изображает Чингисхана с каким-нибудь атрибутом, с каким-нибудь предметом, который придаёт образу полководца воинственность. Но тут у Чингисхана в руках чётки. Эту фигуру, кстати, сделал казанский скульптор Александр Бочкарёв.
Особое внимание привлекают две настенные картины, выполненные казанским художником Русланом Ибрагимовым. В первой картине обыгрывается сюжет с западным походом татаро-монгольских войск, когда не то, чтобы Золотая Орда была, а когда ещё только огромная Монгольская империя формировалась. А на второй картине уже описано дворцовое событие состоявшегося, обособившейся от других территорий Монгольской империи, средневекового государства Золотая Орда. На картине нарисовано, как золотоордынский хан Узбек отдаёт свою сестру замуж за тверского князя Михаила, заклятого врага московских князей. При хане Узбеке конкуренция за собирание русских земель между Московским и Тверским княжеством достигла апогея. К слову, фигура сестры хана Узбека нарисована особенным образом, она выделена красноватым цветом и сильно контрастирует на фоне синих оттенков, которыми в основном пользовался художник, когда делал свои настенные картины.
- Мысль создать музей «Дух Золотой Орды» пришла мне. Во-первых, это наши предки в любом случае, - рассказывает директор музея Елена Степанова. - Во вторых, смысл музея - восполнить знание той части истории страны, которая сегодня не в фокусе внимания в школьной программе по истории. Мы живём в Татарстане, многие дети не знают нашей истории. Хотелось рассказать в Татарстане как золотоордынцы смогли завоевать такие обширные пространства Евразии. Мне кажется, секрет успеха их экспансии в том, что они были более дисциплинированными. Мы сделали современные реплики, мы хотели сделать, чтобы было интересно, чтобы было более веселее, потому что молодёжь очень тяжело окунуть в историю: рассказал историю как урок, они послушали и ушли.
Она обещает, что экспозиция музея ещё будет дополняться интересными предметами, репликами. Например, в музее обязательно будет обилие золотоордынского оружия, будет шапка Мономаха в виде голограммы. Тем не менее, пространство уже открыто и готово к встрече туристов.
Автор фигуры Чингисхана в музее Бочкарёв рассказывает, как готовил образ средневекового восточного полководца.
- Нет ни одного прижизненного портрета Чингисхана и даже описания его внешности. Все изображения - это поздние китайские иллюстрации, они были сделаны 150-200 лет после смерти Чингисхана. Его фигура в музее - это исключительно моё видение. Я просто изначально сам так присел на трон. Прикинул, как мне удобно. Поэтому фигура была сделана в такой позе, что Чингисхан сидит вальяжно, закинув ногу на ногу. Мне кажется, в его руках обязательно должна была быть плеть. Но чисто из антивандальных соображений, мы заменили плеть на чётки. Сам трон стилизован под крылья сокола, потому что у монголов сокол - это символ власти, - объясняет художник.
Во время работы художник вдохновлялся книгой советского историка и писателя Василия Янчевецкого (известен под псевдонимом Василий Ян - Ред.) «Чингисхана» и также фильмами «Кочевник» и «Монгол».
А вот художник Руслан Ибрагимов рассказал, почему свои изображения сделал в синих тонах.
- Почему синий цвет? Потому что та же Кок Орда переводится как Синяя Орда (восточная часть Золотой Орды). Также золото хорошо контрастирует с голубым цветом. А в музее есть золотая фигура Чингисхана. Изображение на стене сделана по мотивам изображений британского художника Ангуса Макбрайда. По задумке, на этом изображении монголы движутся на Запад.
На другой стене художник воспроизвёл сюжет, как хан Узбек выдает сестру замуж русскому князю и при этом вручает ему ярлык на княжение.
- Я хочу взять из Золотой Орды именно красоту. Как художника, меня в Золотой Орде интересует эстетика. Я не хочу брать военную силу, политическую составляющую, в которой, кстати, Россия до сих пор живёт, то есть, Россия живёт традициям, оставленными Золотой Ордой. Мы практически сейчас живём в той же Золотой Орде, просто наша страна немного по другому называется - Россия. Так что я больше рисовал сестру Узбека, её женственность, - рассуждает автор.
Он также, как и Юлия Степанова, сетует, что в школах история Золотой Орды как-то обделяется вниманием.
- Нам в школе обычно преподается история России, и она преподносится как история завоевания и завоевателей. Но нам не дают на уроках историю завоёванных. Тувинцы, хакасы, якуты, татары... Мы же не знаем их истории. Мы знаем только историю завоевателей. Поэтому для меня важен этот музей, в нём взгляд с другой стороны, тут история завоеваний татар, завоевания нашего народа, - говорит Ибрагимов.
Консультантом экспозиции музея был казанский историк Искандер Измайлов. Он убеждён, что сегодня есть общественный запрос на историю Золотой Орды, он посвященный этому средневековому государству музей так важен для Татарстана.
- Проблемы истории и исторической памяти требует того, чтобы их поддерживали, чтобы память возбуждали. Если не напоминать о каком-то историческом событии, если не подчёркивать важность этого события, то оно будет забыто. У нас в Татарстане как-то ещё с советского периода было принято, что раз Казань, то значит есть история Казанского ханства. Если есть город Булгар, значит - история Булгарского государство. А вот история Золотой Орды, и уж тем более музей в честь истории Золотой Орды - это как-то не было принято, это не обсуждалось. Это стало возмущать общественность. И вот сегодня нашлись люди, которые решились реализовать проект истории Золотой Орды в виде музея. Этот музей предлагает сформировать взгляд на историю Золотой Орды, - говорит Измайлов.
Актуальность и востребованность экспозиции сегодня может быть объяснена и с точки зрения современных реалий и политических событий.
- История Золотой Орды - это ключевой этап истории нашего государства, истории татарского народа, России. История Золотой Орды - это координационная точка, нулевой меридиан, где встретились история России и история татарского народа. Сейчас история этого государства приобретает актуальность в свете современных событий на Западе, когда Киевская Русь не совсем наше прошлое. Киевская Русь является нашим прошлым, которое мы вынуждены с кем-то разделять. Золотая Орда - это и есть та отправная точка, которая стабилизирует историю современной России. Это то, что держит нас, объединяет нас, что позволяет нам обретать национальную идею в прошлом, - резюмирует Искандер Измайлов.