Привет, друзья!
Перед вами оригинальная фотография от 12 ДЕКАБРЯ 1941 г. (то есть самое голодное время).
Дополнение: Т.к. в комментариях появилось не верующие и обвиняющие автора в подтасовке дат, прикрепляю скрин с сайта Санкт-Петербургского госархива, где любой желающий может убедиться, что это фотография именно от 12 декабря 1941 г.
И сегодня, несмотря на то, что практически все уже известно про эти злосчастные ромовые бабы, вся эта история продолжает передергиваться вплоть до того, что бабы эти выпекались исключительно для руководителей Ленинграда в самое голодное в городе время, а сотрудникам предприятия под страхом расстрела было запрещено выносить хоть одну "бабу" с завода (вообще, в военное время с любого предприятия запрещено выносить что-либо, т.к. по сути это диверсия. Но нет, акцент надо сделать именно на ромовых бабах).
Давайте разберемся.
Итак, декабрь 1941 года. Самое голодное время и самые низкие продуктовые нормы. Дети, иждивенцы могут приобрести по карточке только 125 грамм хлеба. И то, наличие карточки еще совершенно не означает, что этот самый хлеб можно прийти в магазин и купить. Его там просто может не быть ввиду страшного дефицита.
Но при этом, говоря о блокадных карточках в Ленинграде, почему-то мы часто напрочь забываем о том, что купить по ним можно было не только хлеб, но так же и крупу, и сахар, и масло и КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.
При этом из-за нехватки продовольствия одну категорию можно было обменять на другую. Например, по хлебным корешкам можно было приобрести кондитерку или ту же самую крупу.
Так, а где и кому в блокаду продавали ром бабы?
Да как обычно... В столовых и театрах.
Из дневника Любови Шапориной (обычная посетительница театра, не имеющая отношения к театральной деятельности) от 10 ДЕКАБРЯ 1941 года:
«В театре холодно, как на улице. Все в шубах, калошах, платках, но все же партер почти полон. Удивительно. Много молодежи, есть военные. В буфете продавались ромовые бабы по карточкам. За три бабы вырезали 200 гр. кондитерских изделий».
Афиши развешивали по всему городу. В театр мог прийти ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ. Все это важный составляющий элемент пропаганды для подъема духа Ленинградцев (культурная жизнь не остановлена, живем, работаем).
Ром бабы пекли из того, что было (как и хлеб, сплошные заменители) для Ленинграда. Неизвестен их точный рецепт, но, совершенно очевидно, что это не были "бабы" вот в привычном нам понимании.
Читая разные дневники проскальзывают фразы типа: «Ходила в театр, за кондитерскими изделиями», «В театре в буфете были конфеты и кондитерские изделия». Где-то даже упоминалась стоимость. Буфеты не трещали от изобилия кондитерки. Но купить мог любой.
Кто-то может задать совершенно логичный вопрос о том, что какие театры в декабре, если люди умирали от голода, истощения сил, а количество умерших именно с декабря становится пугающим. 2000-3000 в сутки.
Прежде, чем приступить к написанию этой статьи, такой же вопрос задал себе и я (хотя и знаю ответ). После чего сел изучать записи из блокадных дневников Ленинградцев именно за 1941 г.
Приведу вам некоторые из них:
4 декабря 1941 г В. Баронова
Скоро-ли все это кончится? Ходила в очередь за мясными консервами. Простояла 3 часа, озябла, не досталось. (От автора: то, о чем я писал выше. Наличие карточки еще не означало, что по ней получится что-либо купить.) Поехала в театр Музкомедии, смотрела оперетту Кальмана «Марица». Играл Е. Михайлов и Брилль. Понравилась, но не очень. В начале спектакль прервался, была воздушная тревога недолго.
Павел Лукницкий 41 год 11 декабря 1941 г.:
Вопреки всем лишениям, каждый ленинградец трудится, выполняя назначенное ему дело. Ведь даже театры — в невыносимых, конечно, условиях, но работают! «Сирано де Бержерак», «Дама с камелиями», «Баядера», «Дворянское гнездо» — вот их репертуар, полный презрения к врагу, удивительный в наши дни. Работают и десятка два кинотеатров. Назло врагу, публика в шубах, с закутанными в платки лицами ходит смотреть «Большую жизнь», и «Вражьи тропы», и «Дубровского»…
Елена Варварова 24 года 20 декабря 1941 г.:
Выкупила хлеб, выпила стакан чаю с вином и съела кусочек хлеба с маслом, но есть все равно хочу. Хотела итти на толкучку, но раздумала. Пойду в театр, в 1 ч 30 мин нужно быть на Невском. Сегодня хорошая сводка на Ленинградском фронте. На улице сегодня тепло, не знаю, что лучше надеть в театр валенки или боты. Наверное в театре холодно, пойду в валенках.
Это лишь малая часть. Скажу, что походы в театр в дневниках Ленинградцев упоминаются достаточно часто. Ходили в том числе и дети в ТЮЗ (Театр Юного Зрителя). Все, у кого еще оставались хоть какие-то силы стремились хоть как-то организовать свой досуг, стремились вести привычный образ жизни, а культурные мероприятия очень здорово поднимали дух Ленинградцев.
Наткнулся на интересную запись одного из артистов при театре:
Феодосий Грязнов 16 декабря 1941 г.:
Но во всяком случае у всех мысль, что эвакуация нашего театра и на этот раз не состоится. Пугает это нас. В запасе осталось немного риса — супа на четверг, муки у Лелюшки кило 1 1/2, сахар с полкило и грамм 100 сухарей. Вот и всё. Когда все это иссякнет, клади зубы на полку. Придется ходить обедать в столовую, а это уж наверняка полное истощение, когда дома нечем подкрепиться. Всех нас пугает эта мысль. Все думаем одно и то же и, точно сговорившись, молчим. Завтра решили нести на рынок костюм, чтобы приобрести хотя бы дуранду. Но достанем ли? Что делать — ума не приложу.
Таким образом да. В блокадном Ленинграде даже в самые тяжелые времена работали театры, в эти театры ходили ленинградцы и в столовой можно было приобрести по карточке кондитерские изделия (разумеется, если они были).
Сегодня вся эта ситуация перевернута с ног на голову и некоторые лица доходят до того, что утверждают, что данная кондитерская фабрика была чуть ли не личной фабрикой руководства города и работала только на них.
Интересная история, откуда все это пошло.
Впервые ромовые бабы (как я знаю) упоминаются в Блокадной книге Гранина.
Интересно то, что именно по совету Гранина Юрий Михайлович Лебедев глубоко изучал тему пропитания в блокадном Ленинграде. И именно Лебедев наткнулся в госархиве на эту фотографию с ромовыми бабами. Поначалу недоумение, шок. К фотографии, разумеется, никаких пояснений.
Вся эта информация появляется в книге Гранина. Высказываются осторожные предположения куда могли идти эти бабы.
Выдержка из письма Юрия Михайловича Лебедева (сначала май 2006 года):
Мне думается, что фотокорреспондент ТАСС А. Михайлов, сделавший эти снимки, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей на неоккупированной территории. Нужно было показать народу, что в Ленинграде положение не такое уж страшное. Поэтому взята была в качестве объекта одна из кондитерских фабрик, которая, как выяснилось, действительно продолжала в голодном городе ИЗГОТАВЛИВАТЬ СЛАДКУЮ ПРОДУКЦИЮ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ.
⠀
А вот в марте 2016 г. (То есть спустя десять лет после письма, приведенного выше,)Юрий Михайлович сам находит ответ на свой вопрос:
⠀
" Недавно я нашел новые подтверждения, касающиеся данной истории:
- В 2012 году издательство «Новое Литературное обозрение» в Москве выпустило двухтомный «Дневник» Любови Шапориной. В годы войны она, известный театральный критик, находилась в блокадном Ленинграде. В ее записи за 10 декабря 1941 года я обнаружил еще одно упоминание о «ромовых бабах». Вот что дословно было записано о посещении Шапориной Александринского театра: «В буфете продавались ромовые бабы по карточкам. За три бабы вырезали 200 гр. кондитерских изделий»."
То есть Юрий Михайлович сам нашел фотографии с ромовыми бабами, сам поставил вопрос "Как и для кого?", сразу не нашел ответа, вышла "Блокадная книга" Гранина, распространились слухи, а спустя некоторое время сам Юрий Михайлович и нашел ответ, что бабы шли в продажу в столовых. Вот только книга уже давно растиражирована, а слухи преумножены.
А первое мнение плюс огромное количество слухов дали повод прийти к выводу, что исключительно для верхушки и элиты кондитерка работала, что конечно же было шоком.
И да, друзья, конечно, я не идеализирую. Информация о том, как некоторые лица, пользуясь своим служебным положением и возможностями позволяли себе, мягко говоря, получить лишнего не является секретом. Это не было секретом даже для Ленинградцев. С этим боролись, за это наказывали очень жестко.
Но про "личный заводик" Смольного - это все же миф.
Для участников нашего сообщества, желающих обсуждать статью, хочу пояснить несколько моментов:
Здесь не блокируют тех, кто не согласен с автором, пишет о его полном не понимании данной темы, истории и так далее. Куда уж без этого :-) К этому привык любой блогер. Каждый имеет право на личное мнение, не согласны - всегда добро пожаловать в обсуждение. Автор уважает любое мнение и сторонник того, что в споре рождается истинна. Тем не менее, бан моментально прилетает за мат в комментариях (не важно, в чей адрес), за обвинения в некой продажности автора, за оскорбления в адрес других участников и переходы на личности.
Надеюсь, этот материал вам был интересен.
У нас есть очень хорошая и познавательная видеоэкскурсия по Невскому проспекту, посвященная именно блокадным событиям.
Если вдруг еще не видели - заходите посмотреть.
Хорошего вам всем настроения. Ваш лайк очень поднимает настроение нам и помогает развитию канала. Спасибо.