Найти в Дзене
Всякое о всяком

Раздел "Пресса". «Пионер»

Я сам был пионером, и как всякий порядочный участник данной организации выписывал одноименный журнал, и дело было не только в том, что это являлось моим долгом. Увы, но сейчас очень много ерунды про то время пишут, причем редкостной. Нет, в той политической системе дури, конечно, хватало, и обязаловки тоже, но на детей подобное не распространялось. Вот мама моя – она да, выписывала журнал «Коммунист», ей вменили это в обязанность согласно занимаемого поста. Но где партийная карьера и где безмятежное детство? Нет, я выписывал журнал «Пионер», потому что он на самом деле был интересным, даже несмотря на то, что это издание было флагманским в социально-политическом разрезе и практически основным для пионерской организации, его создателям десятилетиями удавалось сохранить баланс между необходимой дозой официоза и интересным для ребят содержанием, что вызывает огромное уважение. Если та же «Пионерка» была временами суховата и в основном была заполнена не всегда интересными новостями о сверш

Я сам был пионером, и как всякий порядочный участник данной организации выписывал одноименный журнал, и дело было не только в том, что это являлось моим долгом. Увы, но сейчас очень много ерунды про то время пишут, причем редкостной. Нет, в той политической системе дури, конечно, хватало, и обязаловки тоже, но на детей подобное не распространялось. Вот мама моя – она да, выписывала журнал «Коммунист», ей вменили это в обязанность согласно занимаемого поста. Но где партийная карьера и где безмятежное детство?

Нет, я выписывал журнал «Пионер», потому что он на самом деле был интересным, даже несмотря на то, что это издание было флагманским в социально-политическом разрезе и практически основным для пионерской организации, его создателям десятилетиями удавалось сохранить баланс между необходимой дозой официоза и интересным для ребят содержанием, что вызывает огромное уважение. Если та же «Пионерка» была временами суховата и в основном была заполнена не всегда интересными новостями о свершениях юных ленинцев, где-то собравших пять тонн хлопка или выходивших увечного теленка, то здесь вся эта бесполезная информация почти отсутствовала. Нет, без «злобы дня» не обходилось, без нее было никак, потому в «Пионере» можно было встретить то стихи детей с Черного Континента, которые их писали в краткие минуты от отдыха от угнетения их американской военщиной, то занудный материал некоего политического обозревателя из ЦК, непременно завершаемый словами: «И вы, ребята, будете теми, кто поведет наш народ к светлому будущему». Но подобной скучищи, по сути, было немного.

Зато все остальное радовало.

-2

С «Пионером» сотрудничали лучшие авторы и художники СССР, так повелось еще с самого начала. Скажем так – в редакторский портфель издания, для которого полуторамиллионный тираж не новость, еще не всякий мог попасть. Тут следовало постараться.

Масса отличных книг, которые и по сей день составляют «золотой фонд» детской литературы, впервые были опубликованы именно в «Пионере». Например – «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина или же «Журавленок и молнии» Владислава Крапивина. Но это даже не верхушка айсберга, там нереально длинный список книг, некоторые из которых нынче уже считаются классикой и даже изучаются в школе. Но оно и не странно – с 1924 года, который стал первым для данного издания, воды утекло много, поколения сменились.

Кстати – прекрасно помню, как я ждал новых номеров, когда в «Пионере» публиковали того самого «Журавленка». Это было в начале 80-х. Данный роман Крапивина был достаточно объемный его разбили не просто на несколько номеров, а и вовсе на пару лет. То есть первые две чисти опубликовали в одном году, а третью, самую главную – в следующем. И это было сущее мучение так долго ждать продолжения.

-3

Командор вообще часто сотрудничал с «Пионером», не меньше, чем с «Уральским следопытом», отдавая туда на публикацию свои новые вещи. И что интересно - именно иллюстрации из "Пионера" как правило становились лучшими, что были созданы для этих книг. Сочетание "Крапивин, Медведев, "Пионер" для меня практически неразрывно. Хотя первую часть "Журавленка" для "Пионера" отрисовывал В. Дудкин, и тоже очень здорово.

А еще именно «Пионер» осенью 1983 года познакомил меня с Юрием Ковалем. Именно тогда я впервые прочел «Самую легкую лодку на свете». Замечательно помню, как я, десятилетний, был буквально физически ошарашен красотой слога этого автора, являвшегося одновременно легким, певучим, невесомым, и вместе с тем тягучим, как мед. С тех пор прошло уже очень много лет, но чувство ошарашенности от того, что не может каждое слово настолько стоять на своем месте возникает у меня каждый раз, когда я читаю прозу Коваля. Правда теперь к нему добавилась еще и белая зависть. Мне так никогда со словом не научиться работать.

-4

И даже стопроцентно агитационные вещи там проходили строжайший отбор, что достойно большого уважения. То есть откровенной скучищи там сроду не печатали.

Помимо художественной составляющей, в «Пионере» была куча не менее интересных рубрик, среди которых любой мог найти себе что-то по душе. Помню раздел для любителей шахмат, что-то вроде «В гостях у черной королевы» или как-то так. Был уголок начинающих поэтов, «Кораблик», стихи туда мог прислать любой, и их даже могли напечатать. Фоторубрика, головоломки всякие, ну и так далее. То есть – всем сестрам по серьгам, каждый пионер страны Советов мог найти там материалы лично для себя.

Но самое главное было не это. Самое главное то, что журнал сближал ребят всей страны. Они его читали везде – от Владивостока до Ашхабада, эдакое единое пространство для своих.

-5

Не был «Пионер» формальным изданием, вот какая штука, он на самом деле являлся общим другом для всех пионеров СССР. И не его вина, что те на самом деле хорошие идеи, которые вкладывались изначально в пионерскую организацию во времена ее создания, со временем выдохлись и были задушены правилами и уставами. Возможно, именно «Пионер» являлся последним форпостом того самого духа свободы, свойственного 20-30 годам, и мы тогдашние это неплохо чуяли. Подростки, вообще очень хорошо различают, где фальшь, а где правда, это включено в их базовую комплектацию. Просто начиная взрослеть, они про это забывают.

Так что – хорошим изданием был журнал «Пионер». И очень жаль, что его больше нет. Стал «Пионер» в 2016 году историей, не дотянул восемь лет до столетнего юбилея. С другой стороны – он вон насколько пережил тех, для кого создавался.

Фотографии взяты из открытых источников.