Найти тему
MisSova

Снейп был жесток к своим ученикам. И его можно понять

Северус Снейп - личность неоднозначная в мире Гарри Поттера. Однако признавая его заслуги перед Орденом, нельзя не отметить, что учителем он был так себе. В первую очередь - из-за отношения к ученикам.

Не пытаясь его ни в коем случае оправдать (отыгрываться на детях - зло), хочу сегодня порассуждать над тем, почему я понимаю жестокость Снейпа (а иногда даже жалею его).

От прошлого уйти невозможно. Никому и никогда. Коллаж автора
От прошлого уйти невозможно. Никому и никогда. Коллаж автора

Признаюсь честно: когда я думаю о первых годах Снейпа в качестве педагога, у меня сердце кровью обливается. А потом я начинаю его потихоньку уважать. Сейчас объясню почему.

Первый год

Просто представьте себе первый год учителя в школе: ты молод, впервые работаешь, многие вещи, знакомые в теории, не всегда получаются на практике, а дети еще проверяют тебя на прочность.

Заставить других работать - очень важный момент урока. Если не установить жесткую дисциплину, занятия... просто не будет.

Тут, грубо говоря, есть только два способа это сделать: запугать или заинтересовать (как это сделал Люпин).

Многое зависит от личности и харизмы педагога, но что делать, если ученики уже знакомы со своим учителем? И что делать, если этот бэкграунд... не самый лучший?

И опять эта сцена у озера

Как мы помним, преподавать Снейп начал вскоре после того, как сам окончил школу. Скорее всего, это произошло тогда, когда он попросил Дамблдора защитить Лили и внедрился в стан Ордена по приказу лорда Волан-де-Морта.

Получается, ему тогда было что-то в районе 21 года. С момента легендарной сцены у озера и прочих милых шалостей во взаимоотношениях Снейпа и Мародеров прошло около 5-и лет.

И хоть сверстники Северуса уже закончили Хогвартс, свидетели еще учились. Ко всему прочему, как мы знаем, в семьях часто бывает больше одного ребенка, поэтому наверняка истории о Мародерах и Снейпе в самых животрепещущих подробностях передавались из уст в уста.

Преподавать у детей, подростков, при таких исходных данных, как по мне, сродни внутреннему героизму, помноженному на мазохизм. А уж если учесть, что коллегами Снейпа были люди, которые преподавали у него же и его врагов, да еще и были свидетелями всех событий, картина вообще вырисовывается эпичная.

В любом случае, очевидно, что ему нужно было создать определенную, достаточно жесткую атмосферу в классе, чтобы ученики его слушались, а травля, уже с молодым Снейпом не повторилась

"Наши" дни

Но если с подавляющей атмосферой в классе все понятно и даже, с оговорками, оправданно, то что можно сказать о временах Гарри Поттера? Можно ли в это время оправдать жесткость уроков Снейпа.

Думаю, ответ на этот вопрос двойственный.

С одной стороны, как говорится, привычка - вторая натура. Вряд ли взяв в юности определенный темп и вид работы и признав его приемлемым, Снейп стал бы что-то менять, хотя, конечно, такой необходимости, как в юности, в этом уже не было.

С другой стороны, мы не знаем, каков был Северус на уроках вне занятий Гарри. В том смысле - был ли он также жесток и несправедлив, как на уроках с Поттером.

А уроки с гриффиндорцами были для зельевара если не стрессом, то чем-то в этом роде: с одной стороны Гарри, как воплощение всего "несправедливого" в мире, а с другой - Невилл, чьих родителей мог бы выбрать Темный Лорд вместо Поттеров, вместо Лили.

Вообще, конечно, все это не оправдывает достаточно жестокого поведения Снейпа на занятиях, но, согласитесь, многое объясняет. Или нет? Что думаете по этому поводу вы?