Найти в Дзене
Моряк Папай.

Первая атомная подводная лодка СССР, К-3 "Ленинский Комсомол". Пр.627 (627А) «Кит»

12 сентября 1952 года председатель Совета министров СССР И. В. Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» — о начале работ по созданию подводного корабля с атомным двигателем, который должен был стать ответом на строительство в США атомной подводной лодки USS Nautilus. Проект разрабатывало КБ"Малахит", в те далекие годы оно называлось СКБ-143. В 1957г. первая атомная подводная лодка СССР вступила в строй. Фактически только головная лодка К-3 была построена по пр. 627, остальные строились по усовершенствованному проекту 627А. Всего было построено и вступило в строй 13 субмарин этого проекта. Основные ТТХ: Конструкция. Эта лодка первой в мире получила обводы корпуса оптимизированную для подводного хода скруглённую эллипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой и выраженным хвостовым оперением, которое видимо было позаимствованною с немецких лодок типа XXI. Это выгодно отлич
Оглавление

12 сентября 1952 года председатель Совета министров СССР И. В. Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» — о начале работ по созданию подводного корабля с атомным двигателем, который должен был стать ответом на строительство в США атомной подводной лодки USS Nautilus. Проект разрабатывало КБ"Малахит", в те далекие годы оно называлось СКБ-143. В 1957г. первая атомная подводная лодка СССР вступила в строй. Фактически только головная лодка К-3 была построена по пр. 627, остальные строились по усовершенствованному проекту 627А. Всего было построено и вступило в строй 13 субмарин этого проекта.

Неуверен что это именно К-3 но фото красивое.
Неуверен что это именно К-3 но фото красивое.

Основные ТТХ:

  • Экипаж — 104 человека.
  • Надводное водоизмещение — 3065т
  • Подводное водоизмещение — 4750 т
  • Длина (по КВЛ) — 107 м
  • Ширина — 7,9 м
  • Осадка 5,65 м.
  • Предельная глубина погружения — чуть более 300м.
  • Скорость подводная — 28-30 узлов.
  • Скорость надводная — 15,2 узлов.
  • Автономность плавания -50-60 суток.

Конструкция.

Разрез лодки пр.627
Разрез лодки пр.627

Эта лодка первой в мире получила обводы корпуса оптимизированную для подводного хода скруглённую эллипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой и выраженным хвостовым оперением, которое видимо было позаимствованною с немецких лодок типа XXI. Это выгодно отличало ее от первой в мире атомной лодки построенной в США SSN-571 "Nautilus" который имел традиционную, штевневую конструкцию корпуса. Такая форма корпуса впервые позволила подводному кораблю разогнаться под водой до скоростей близких к 30 узлам, это очень приличная скорость на воде, равняется примерно 55 км/ч.

Так как атомная лодка не нуждалась в подзарядке батарей, поэтому всплывать на поверхность часто ей было необязательно. Для конструкторов стлало большой проблемой создание приемлемых условий жизни экипажу. На лодках была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции, но огромным ее недостатком было применение пожароопасного способа рециркуляции кислорода и поглощения углекислого газа. Эта система стала причиной гибели К-8 и еще нескольких крупных пожаров.

Атомные субмарины СССР превосходили SSN-571 "Nautilus" практически во всем, но позже американцы создали «Скипджек» который сравнялся по скорости но был гораздо менее шумным. За высокую шумность атомные лодки первого поколения СССР американцы называли "ревущими коровами".

Энергетическая установка.

К-3 в доке.
К-3 в доке.

Энергетическая установка лодки включала в себя 2 реактора типа ВМ-А. Тепловая мощность каждого реактора составляла 70 МВт. Все механизмы были дублированы, для повышения надежности. Каждый реактор мог работать на любую из турбин. Валы вращали 2 турбины мощностью по 17 500 л.с. каждая Для выработки энергии было 2 турбогенератора.

Проблемой этих лодка стала неудачная конструкция парогенераторов. Сталь была не качественной и часто давала трещины, что вызывало утечки радиоактивной воды первого контура. Больше всех от этих проблем страдала головная лодка, и за огромного количества переделок и сварных швов при строительстве.

Вооружение.

лодка пр. 627
лодка пр. 627

Лодки этого проекта были торпедными, кормовых торпедных аппаратов уже не было. Основным вооружением АПЛ проекта 627А стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед, лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спец. боеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами.

На кораблях пр.627 впервые была реализованна возможность стрельбы с глубины 100м.

Заключение.

Так лодка выглядит сейчас.
Так лодка выглядит сейчас.

В 1990 году последня лодка была списана на металлолом. Но первую субмарину К-3 удалось сохранить. Из лодки вырезали отсеки с ядерными реакторами, провели восстановительный ремонт, для поддержания корпуса на плаву. В скором времени К-3 будет превращена в музей и займет место на вечной стоянке в Кронштадте. Радует то факт, что мы начали делать так же как и американцы, они сохранили множество кораблей музеев, в том числе и "Наутилус".

Первые атомные субмарины СССР были несовершенны, они были шумными и опасными для экипажей. Но это был прорыв в кораблестроении. Эти корабли положили начало советского атомного подводного флота, который в лучшие времена имел в составе более 300 АПЛ. Большинство из которых уступало американским по уровню шумности. Ликвидировать этот недостаток кораблестроители СССР смогли только в 80-х годах, создав лодку 3-го поколения пр.971.

Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи по теме:

Первая в мире атомная подводная лодка. SSN-571 "Nautilus"