Найти в Дзене
Моряк Папай.

Как сложилась судьба авианесущих крейсеров пр.1143 «Кречет» .

Продолжением вертолетоносцев пр. 1123 "Кондор" Стала серия советских многоцелевых тяжёлых авианесущих крейсеров пр. 1143 "Кречет" с ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Кораблей было построено всего 4. Судьба крейсеров сложилась по разному, в настоящее время разрезан на металлолом только Новороссийск, остальные корабли остались целы, Киев и Минск стоят в китае как музеи. Адмирал Горшков, в девичестве "Баку" был продан ВМС Индии, перестроен в полноценный авианосец и служит под именем «Викрамадитья». Основные ТТХ: Конструкция корабля и вооружение. Корабль не являлся полноценным авианосцем, он не мог применять самолеты с горизонтальным взлётом, не имел трамплинов и катапульт. Авиакрыло состояло из 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Як -38 был неудачным самолетом, он даже РЛС на борту не имел. Расход топлива не вертикальный взлет и посадку был огромен, следовательно радиус действия совсем не болшой. Потом конечно был разаработан Як
Оглавление

Продолжением вертолетоносцев пр. 1123 "Кондор" Стала серия советских многоцелевых тяжёлых авианесущих крейсеров пр. 1143 "Кречет" с ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Кораблей было построено всего 4. Судьба крейсеров сложилась по разному, в настоящее время разрезан на металлолом только Новороссийск, остальные корабли остались целы, Киев и Минск стоят в китае как музеи. Адмирал Горшков, в девичестве "Баку" был продан ВМС Индии, перестроен в полноценный авианосец и служит под именем «Викрамадитья».

Авианесущий крейсер Новороссийск.
Авианесущий крейсер Новороссийск.

Основные ТТХ:

  • Водоизмещение - 37 900 т.
  • Длина - 273 м
  • Ширина по ватерлинии — 31 м./полётной палубы — 51 м.
  • Осадка - 8 м.
  • Скорость хода - 30 узлов (максимальная)
  • Автономность плавания - 45 суток.
  • Экипаж - до 1300 чел.

Конструкция корабля и вооружение.

Корабль не являлся полноценным авианосцем, он не мог применять самолеты с горизонтальным взлётом, не имел трамплинов и катапульт. Авиакрыло состояло из 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27.

Як -38 был неудачным самолетом, он даже РЛС на борту не имел. Расход топлива не вертикальный взлет и посадку был огромен, следовательно радиус действия совсем не болшой. Потом конечно был разаработан Як -141 который можно сказать опредил свое время, но в воздух он поднялся практически на кануне крушения СССР. Серийно не прозводился.

Кроме самолетов корабль был вооружен:

  • Артиллерийские установки АК -276 - 2 шт.
  • Зенитные артиллерийские пушки АК-630 - 8 штук.
  • Пусковые установки П-500 "Базальт" - от 8 до 12 штук.
  • Противолодочный ракетный комплекс "Шторм" - 2 пусковые установки.
  • Зенитно ракетный комплекс "Оса-М" - 2 пусковые установки, либо "Кинжал" - 4 пусковые установки.
  • 2 реактивных бомбомета БРУ 6000 либо РБУ 1200
  • Пятитрубные торпедные аппараты - 2 штуки.

Тяжелый авианесущий крейсер "Киев"

Крейсер "Киев" в китайском парке «Бинхай»
Крейсер "Киев" в китайском парке «Бинхай»

В феврале 1977 года ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР, и проследовал к постоянному месту базирования в г. Североморск. Строился крейсер на черноморском судостроительном заводе в г. Николаев. Корабль Ходил в дальние походы, провел 10 боевых служб, в основном в средиземном море. В 1991г. корабль был выведен в отстой. В 1993 году корабль выведен из состава флота, разоружён и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР. 17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей.

Тяжелый авианесущий крейсер "Минск"

Крейсер " Минск"  Источник https://fleetphoto.ru/photo/00/33/75/33759.jpg
Крейсер " Минск" Источник https://fleetphoto.ru/photo/00/33/75/33759.jpg

ТАВКР "Минск" Был передан флоту 1978 г. Строился корабль в г. Николаев. В феврале-июле 1979 года корабль совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток, в пункт постоянного базирования. В 1991г. корабль должен был совершить переход на завод строитель для проведения ремонта, но развал ссср отложил ремонт навсегда. В 1991г корабль выведен в отстой и отправлен в бухту Постовая г. Советская Гавань. В 1993г. корабль принято решение о разоружении и исключении из состава ВМФ. В 1994г. крейсер был продан за 4,583 миллиона долларов США. В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Но корабль не успели разрезать, он был перекуплен китайской компанией Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd за 5 млн долларов и в 1998-м отбуксирован в порт Шэньчжэнь, где прошёл ремонт и переоборудование.

В 2000 году состоялось торжественное открытие музейного комплекса «Minsk World».

22 марта 2006 года корабль был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года корабль снова был выставлен на аукцион и продан за 128 миллионов юаней.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он перемещён в новый тематический парк в Наньтуне. Его можно увидеть на реке Янцзы при входе в город.

Тяжелый авианесущий крейсер "Новороссийск"

Крейсер "Новороссийск" во владивостоке. Источник https://2017.f.a0z.ru/10/26-5536545-tyazhelyj-avianesuschij-krejser-novorossijsk-v-bukhte-zolotoj-rog-vladivostoka..jpg
Крейсер "Новороссийск" во владивостоке. Источник https://2017.f.a0z.ru/10/26-5536545-tyazhelyj-avianesuschij-krejser-novorossijsk-v-bukhte-zolotoj-rog-vladivostoka..jpg

24 ноября 1982 корабль включён в состав ТОФ и началась его подготовка к переходу к месту постоянного базирования. 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новороссийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности. В 1985 году. 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. Корабль нес службу на Тихоокеанском флоте, как и его 2 старших брата был выведен з состава флота в 1991 г. В 1994 корабль был продан на металлолом за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 г. был отбуксирован в порт города Пхохан, Южная Корея, где его разрезали на металлолом.

Тяжелый авианесущий крейсер "Баку" позднее "Адмирал Горшков"

Источник http://www.navy.su/1917-/aircraft/baku/images/baku_55.jpg
Источник http://www.navy.su/1917-/aircraft/baku/images/baku_55.jpg

Корабль вошел в состав Северного флота и в 1988г прибыл в г. Североморск. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС. Документы были подписаны в октябре 2000 г. В итоге соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27.

Сейчас корабль выглядит так. Источник http://4.bp.blogspot.com/-MYdL568JrXg/UsxksmiYh-I/AAAAAAAAAZU/rVNYD9VKFiU/s1600/ins+vikramaditya.jpg
Сейчас корабль выглядит так. Источник http://4.bp.blogspot.com/-MYdL568JrXg/UsxksmiYh-I/AAAAAAAAAZU/rVNYD9VKFiU/s1600/ins+vikramaditya.jpg

В 2013 г. корабль был переоборудован, большинство вооружения с палубы было снято. Корабль получил трамплин, возможность взлета и посадки классических самолетов. Получил новое имя «Викрамадитья» и служит в ВМС Индии.

Заключение.

Корабли этого проекта нельзя назвать удачными, они были слишком слабо вооружены, для водоизмещения в 40 000 тонн. Авиакрыло имели слабое, с небольшим радиусом действия. Корабли стали одним этапов рождения советского авианосного флота, которые так и не были реализованы. Но по иронии судьбы стали родителями авианосного флота Китая. Те 2 корабля стали объектом подробного изучения инженерами КНР. После чего они купили недостроенный "Ввряг" (пр. 1143.6) и успешно его достроили. После ВПК китая родил проект своего авианосца, на сейчас уже задумывается об полноценном атомном авианосце, и у меня почему-то нет сомнения, что они его построят.

Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Другие статьи по теме: