Найти тему
kARTinka

Культ Прекрасной Дамы в искусстве

Что общего между этими картинами Сандро Боттичелли?

Весна. Сандро Боттичелли. 1485. Уффици
Весна. Сандро Боттичелли. 1485. Уффици
Рождение Венеры. Боттичелли. 1486. Уффици
Рождение Венеры. Боттичелли. 1486. Уффици
Паллада и Кентавр. Боттичелли. 1482. Уффици
Паллада и Кентавр. Боттичелли. 1482. Уффици

Если внимательно взглянуть, можно заметить любопытное сходство женщин, являющихся ключевыми фигурами полотен. И правда, это одно и то же лицо – лицо прекрасной Симонетты Веспуччи, как утверждают.

Портрет Симонетты Веспуччи. Около 1480. Берлинская картинная галерея.
Портрет Симонетты Веспуччи. Около 1480. Берлинская картинная галерея.

Причем тут эта девушка?

Каждый средневековый рыцарь, конечно, должен был служить двум вещам: чести и любви. Так в 12 веке, предположительно на юге Франции, зародился культ “прекрасной дамы”, распространившийся и на другие европейские страны. Прекрасная Дама, дама сердца – это  женщина, которой было принято восхищаться, тайно (или открыто), платонически (или не только) любить, посвящать ей рыцарские подвиги. Такой Прекрасной Дамой могла стать одна конкретная девушка или женщина, имя которой становилось известно всему обществу. Не любая могла удостоиться такой участи – Прекрасная Дама могла быть только из знатной семьи, и потому к ней должно было быть трудно подступиться (как же иначе возможны муки благородной любви?).

Любопытно, что внутренний мир первой красавицы светского общества никого особо не интересовал. Чтобы быть ее воздыхателем, с ней даже было необязательно быть лично знакомым:) Обожествляли не столько конкретную девушку, сколько абстрактный идеал женской красоты, который приписывали конкретной даме, дабы воплотить его в живой образ, которому можно адресовать свои возвышенные рыцарские чувства.

Именно такой была Симонетта. В 16 лет она стала женой родственника Америго Веспуччи (да-да, того самого путешественника) и вместе с ним перебралась во Флоренцию. На приеме у царствующей династии Медичи ею был совершенно очарован Джулиано Медичи. Он назвал ее дамой своего сердца, став главным ее обожателем. Это, впрочем, нисколько не мешало и другим мужчинам томиться в муках благородной любви). Сандро Боттичелли тоже питал чувства к девушке – то ли как к возлюбленной своего друга, то ли будучи и сам в нее влюблен. В 23 года Симонетта умерла, и для художника это стало большим потрясением. С тех пор ее лик стал едва ли не повсеместным мотивом его картин. Именно Симонетта воплотилась в образе Венеры на полотне "Рождение Венеры", ее лик мы узнаем в лице Мадонны в “Весне" и во многих других работах живописца.

Любопытно, однако, что Боттичелли ни разу не писал девушку с натуры, и вероятно, даже никогда с ней не встречался. А потому, кто знает? Быть может, Симонетта здесь вообще не причем, а в работах художника мы видим лишь некий женский идеал того времени.

Больше про искусство здесь💓 https://t.me/+cOdIy_85BugwMjZi