Найти тему
nsknews.info

Споттер Сергей Казаков: «То, чем мы занимаемся, зовётся “подзаборинг”»

Новосибирск — «город с крылатой душой». Уже подзабытый лозунг. Даже авиашоу два года не проводили. Однако любители авиации никуда не делись. И для многих воздушные корабли больше, чем хобби. Новосибирский споттер — любитель фотографировать самолёты — Сергей Казаков рассказал, почему готов в жару и морозы ловить рукотворных птиц в объектив и как сделать хороший кадр. Рассказ фотографа и много самолётов — в материале «Новосибирских новостей».

Александр Сульдин

Нежность к ревущему зверю

К споттингу меня привели увлечение фотографией — пейзажной, репортажной — и интерес к авиации. Мой отец был пилотом вертолёта, частичка этой любви передалась и мне. Я с детства увлечённо смотрел передачи про самолёты, зачитывал до дыр книжки на эту тему.

Фото: Сергей Казаков
Фото: Сергей Казаков

В споттинге меня привлекает эстетика, сопряжённая с высоким уровнем технологий. Самолёты не только красивы сами по себе, их внешний вид — результат долгой работы инженеров. Каждый изгиб просчитан, каждая деталь функционально обусловлена — ничего лишнего, ну просто произведения искусства!

Несмотря на то, что взлёты и посадки я наблюдал сотни раз, вид многотонной машины, шумно рассекающей воздух, всё ещё вызывает внутри прямо-таки ребячье ликование. А если это какой-нибудь военный или тяжёлый транспортный самолёт, то вообще трудно различить, от чего дрожат все внутренности: то ли от громоподобного шума двигателей, то ли от собственного волнения.

Ну и, конечно, керосиновый запах выхлопов всегда вызывает в голове приятные воспоминания из детства, когда отец брал меня с собой на работу.

Как ищут редкие самолёты

Чаще всего выезд на съёмку происходит спонтанно, когда появляется информация о каком-то необычном или редком самолёте, который должен посетить Толмачёво. Ценностью у споттеров, как и во многих других хобби, пользуются кадры, которые трудно повторить, поэтому каждый раритет может заставить бросить домашние дела и помчаться к аэродрому. Источники информации самые разные: от онлайн-табло аэропортов и сайта flightradar24.com до «секретных» подсказок людей, работающих в авиакомпаниях.

Откуда снимают

Бугорок — самая популярная точка для споттинга, находится с противоположной от терминала стороны полосы. Там есть небольшой земляной вал, отсюда и название. До этой точки относительно легко добраться, и обзор на аэродром отличный: выруливание на взлёт и посадка большинства самолётов происходят в непосредственной близости от этой точки. А земляной вал позволяет смотреть поверх бетонного забора без необходимости тащить с собой стремянку.

Фото: Сергей Казаков
Фото: Сергей Казаков

Фотографировать можно круглый год, но некоторые особенности, конечно, имеются. Например, зимой довольно трудно добраться до точек съёмки, расположенных за полосой. Да и фотографировать с них получается, как правило, против солнца, что мешает получить красивый кадр. Летом обычно над землёй висит марево, из-за которого «плывут» контуры самолёта, снятого на большом удалении. Так что точку съёмки приходится искать поближе к перрону или полосе.

Фото: Сергей Казаков
Фото: Сергей Казаков

Как реагирует охрана

Охрана аэропорта в целом довольно спокойно относится к людям с объективами, направленными в сторону лётного поля. Хотя, как говорят «ветераны» споттинга, такое положение дел было не всегда. Всё-таки правилами предусмотрено, что съёмка на территории аэропорта допускается только с разрешения администрации. Но я бы не сказал, что за соблюдением этих правил сейчас следят строго.

Другая история — военные люди: они по понятным причинам недолюбливают излишнее внимание. Да и кадр военного самолёта, особенно с привязкой к месту и дате съёмки, может быть расценён как информация, распространение которой запрещено.

Лично мне пока не приходилось сталкиваться ни с охраной, ни с военными, но рассказы о том, что съёмку пресекали и заставляли удалить все сделанные кадры, я слышал из первых уст.

Как объединяются

В наших краях нет какого-то организованного объединения споттеров. Насколько я знаю, есть лишь несколько сообществ в соцсетях да групповые чаты в мессенджерах. Кроме того, есть сайты про споттинг — как мировые вроде jetphotos.com или airliners.net, так и посвящённый исключительно отечественной технике russianplanes.net.

Официальный споттинг — это мероприятие, которое проходит при непосредственном участии администрации аэропорта. То, чем мы занимаемся в обычное время, шутливо зовётся «подзаборинг», потому что при такой съёмке споттер находится за пределами режимной территории.

Сергей Казаков. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Сергей Казаков. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

На официальном споттинге участников допускают на лётное поле. Правда, только в определённые точки, перемещение между которыми происходит организованно и под контролем службы авиационной безопасности. Такие мероприятия довольно редкие, проходят даже не каждый год, и к участию в них приглашают в основном только тех, кто знаком пресс-службе аэропорта. Мне участвовать, к сожалению, пока не доводилось.

Как правильно сфотографировать самолёт

Как и в любом жанре фотографии, главное — свет. Снимаемый объект должен быть хорошо освещён, чтобы не получился кадр, на котором фюзеляж самолёта затенён, а небо на фоне слишком яркое.

Споттеры знают схемы захода на посадку, следят за положением солнца, слушают переговоры пилотов с диспетчерами, чтобы понимать траекторию движения воздушного судна — и с учётом всей этой информации выбирают точку съёмки.

Из обязательного оборудования — длиннофокусная оптика, так что подавляющее большинство споттеров используют камеры со сменными объективами.

Фото: nsknews.info
Фото: nsknews.info

Непосредственно «стрельба» обычно ведётся «очередями», то есть в режиме серийной съёмки, чтобы из отснятого материала выбрать лучшее фото. На хорошем снимке самолёт целиком находится в кадре (если это не задумка о крупном плане), композиция сбалансирована, а контуры воздушного судна не прерываются какими-нибудь случайными объектами с переднего плана.

У разных сайтов, на которых публикуют споттерские фотографии, есть собственные требования к технике исполнения снимка, касающиеся, например, композиции или цветокоррекции. И иногда эти требования могут не совпадать с собственным видением фотографа. Но если хочешь, чтобы кадр попал в публикацию, придётся соответствовать.

Самый «жирный» улов

Ценятся редкие самолёты. Или распространённые где-нибудь в других местах, но не у нас. Например, пару лет назад у нас совершал вынужденную посадку Boeing 787 Dreamliner — в мире их летает около тысячи штук, но в Толмачёво это был первый (и на данный момент единственный) визит.

Фото: Сергей Казаков
Фото: Сергей Казаков

Самым запоминающимся для меня был прилёт «Белуги» — в декабре минувшего года этот специальный транспортный самолёт, который из-за увеличенной грузовой кабины напоминает внешностью кита белуху, садился в Толмачёво на дозаправку по пути из Европы в Японию, а потом ещё и на обратном. Таких самолётов было построено всего пять штук (не считая следующего поколения), и все они трудятся на внутренних грузовых рейсах между заводами концерна Airbus. Так что за пределами Европы увидеть «Белугу» — большая удача. В общем, редкий сам по себе самолёт, да ещё и с такой необычной внешностью, — это пока мой самый «жирный» улов.

Фото: Сергей Казаков
Фото: Сергей Казаков

Конечно, как и у большинства наших споттеров, отечественная техника пользуется особенной любовью. И здесь мой личный фаворит — Ан-22 «Антей»: самолёт исполинских размеров, но при этом с турбовинтовыми двигателями. Он впечатляет и объёмами, и звуком. В Толмачёво такие самолёты, как правило, делают техническую посадку для дозаправки и отдыха экипажа — что тоже бывает очень редко, да и в строю их остались считанные единицы.

Фото: Сергей Казаков
Фото: Сергей Казаков

Не пропускайте актуальные репортажи и интервью — подписывайтесь на канал Новосибирских Новостей на YouTube.