Ефрейтор. В советской армии это звание считали позорным, открещивались от него, насмехались над его носителями.
Придумывали сотни обидных прозвищ и эпитетов. Но чем это звание заслужило такое негодование и нелюбовь?
История возникновения
История звания берет начало с XVI века. В переводе с немецкого «Gefreiter» - это человек, получивший свободу - освобожденный.
В армии, в применении к солдатам, так называли боевых отличников, опытных и проявивших себя. За доблесть и верность они получали некоторые поблажки. Они освобождались от нарядов и ряда обязанностей. В частности, несения караула.
Начиная с XVIII века, европейские войска сформировались в профессиональные подразделения и ефрейторами называли командиров небольших групп.
В нацистской Германии это звание претерпело некоторые изменения и разделения. Там были: обер-, гаупт-,штабс- ефрейтор, при этом их обязанности были одинаковые.
В современном мире эти звания сохранились в армиях Чехии, Германии и Австрии.
В Россию это звание, вместе с "окном в Европу", принес Петр I. Иноватор в культуре, он внес свою лепту и в реорганизацию армии по европейским стандартам, позаимствовав звания и уклад у Пруссии. Новшества имели успех. Но не звание. После смерти Великого царя о нем забыли вплоть до XVIII века.
На его возобновлении настоял его правнук - Павел I. Обязанности русских ефрейторов были схожи с их европейскими собратьями.
Октябрьская революция внесла свои коррективы и в военные звания, упразднив на время эту должность. Но советская армия нуждалась в методах поощрения отличившихся бойцов. Поэтому, в 1940 году решение было пересмотрено и должность ефрейтора вернули. Для отличия от рядового состава носитель этого звания цеплял на петлицу формы "лычку", а после 1943 года ее переместили на погон.
Особенности звания и народная "нелюбовь" к нему
В советской армии, а потом и в российской - это звание было переходным от солдата к сержанту. Оно шло поощрением за успехи в дисциплине и службе. Дополнительно, его автоматически присваивали солдатам, имеющим квалификацию водителя, механика или смежных с воинской специальностях.
- Звание равно любимчик. Награжденного "лычкой" солдата остальные воспринимали негативно. Виной всему человеческая зависть. Получивших это звание считали "подлизами и выскочками". А в стране советов выделятся было нельзя. Процветающая дедовщина добавила негатива к этому образу, наделив ефрейторов властью над "духами".
- Сами ефрейторы такой награды старались избегать. Небольшие привилегии не шли в сравнение с ответственностью и новыми обязанностями. Перспектива повышения вызывала волну негатива у солдат, старавшихся извлечь из службы максимум комфорта.
- Звание не воспринималось солдатами. Отданные ефрейтором команды игнорировались. Всему виной - звание. Оно не приравнивало человека к офицерскому составу, и для сослуживцев-рядовых не было авторитетом. Не проявив себя больше, солдат мог месяцами оставаться в этом звании провоцируя на себя шквал насмешек и издевок. Ефрейторы считались изгоями в советской армии.
- Досталось и отличительным знакам, тонкие желтые полоски приравнивали к "соплям", а их носителей называли пренебрежительно "сопляками".
Положительное отношение к званию
Презрительное отношение к ефрейторам сформировалось в послевоенное время, с приходом в армию такого понятия, как "дедовщина".
Раньше, это звание для Красной армии было символом гордости. Особенно в период ВОВ.
Во время Великой Отечественной это звание приравнивалось к герою. Об ефрейторах снимали фильмы, писали стихи.
Это звание получали мужественные солдаты, проявившие себя в боях. Они помогали командирам в период службы и были готовы командовать ротой при необходимости.
Но почему так? Во время войны не было места зависти, а престижность звания определялась не тягой к погонам. Там ценилось знания, умение оказать помощь менее опытным и мужество.