В Кузбассе отобрали несколько лучших идей, поданных жителями региона на второй федеральный форум «Сильные идеи для нового времени».
Судя по всему, чиновники серьезно уверены, что проблемы развития региона и страны в целом заключаются в отсутствии хороших «задумок, помыслов и намерений», и если протрубить их сбор, то в перспективе нам удастся пережить очередную волну экономических санкций и ограничений. Именно такой вывод напрашивается после заявления заместителя председателя регионального правительства по экономическому развитию и цифровизации Сергея Ващенко.
— Форум помогает вовлекать как можно больше инициативных и неравнодушных людей, способных предложить своё видение развития нашей страны. Иногда от создания идеи до её воплощения может пройти достаточно много времени. Поэтому, конечно, когда есть поддержка единомышленников и государства — это значительно облегчает задачу и дает гораздо больше шансов на то, что проект будет реализован. Наша задача — отобрать лучшие проекты от региона. Особенно подчеркну, что для нас важно не количество, а качество этих проектов, для того, чтобы они имели реальную перспективу для реализации и могли конкретно повлиять на развитие экономики и улучшение качества жизни людей», — отметил он.
Не будем гадать, на самом ли деле замгубернатора убежден, что все наши проблемы кроются в отсутствии новых идей или честно выполняет поручение, спущенное сверху, но все-таки не преминем заметить, что во времена «развитого социализма» идей и всяческих замечательных изобретений было заметно больше, чем в нынешней России, и они тоже поддерживались со стороны государства и всячески поощрялась в СМИ, однако на развитии экономики и качестве жизни советских людей это мало сказывалось: очереди выстраивались почти за всеми продуктами и товарами, особенно импортного производства.
Кстати, о реальной, а не приукрашенной жизни кузбассовцев того времени ярче всего рассказывают фотографии трех замечательных новокузнецких фотографов, организовавших студию ТРИВА. Принципы, по которым они снимали — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала, а также полный отказ от постановочных кадров. Повторяем: идей, как сделать жизнь лучше, было много! Даже очень много! А реальность одного из кузбасских городов в 80-е годы прошлого века была вот такой.
А вот для новых промышленных предприятий, реализации масштабных проектов по прокладке трубопроводов и строительстве БАМа и в раннем, и в позднем СССР, как правило, применялись западные технологии и техника. При этом люди жили в бараках, времянках и вагончиках. Кстати, многие до сих пор так в них и живут.
Заметим, новый этап в развитии угольной промышленности Кузбасса тоже начался отнюдь не с форумов по сбору идей, а с массового импорта новой горной техники – механизированных комплексов, экскаваторов, самосвалов, погрузчиков, буровых станков и многого другого. За это время добыча угля здорово выросла. Мы уже забыли про талоны на крупу и колбасу, про очереди на автомобили и телевизоры, многие семьи переселились из бараков в сносное жильё. Однако причиной тому стали не мудрые идеи, форумы экономистов «новой волны» или планы правительства, а высокие мировые цены на уголь, нефть, газ и другое сырье. Тем и жили.
Однако одновременно с ростом экспорта сырья в России, а в Кузбассе особенно, снижалась доля отечественного машиностроения, автомобилестроения, химии, производства приборов, микроэлектроники, бытовой техники и т.д. В этом легко убедиться, если обвести глазами торговый зал любого нашего магазина. В лучшем случае, вы увидите там весьма скромный набор местных товаров, но в импортной упаковке. В общем, пока за валюту всё это изобилие можно было купить за границей, правительство и не заморачивалось развитием современного отечественного производства, а главное – подготовкой кадров для него. А теперь вот вроде как озаботилось.
Но если современной промышленности нет, кадров для неё нет, то зачем вам собирать «прорывные идеи»? Кто их сможет воплотить в Кузбассе? А в России? Любая новая здравая идея в любой области экономики требует подготовки нового поколения инженеров и рабочих. Это действительно долгая и довольно затратная история: научить писать-читать, пользоваться современными приборами, пройти практику на соответствующих производствах, поработать рядом с теми, кто много чего умеет и накопил богатый опыт… Где это всё у нас, если даже в Москве собрались возродить производство автомобиля «Москвич», а спикер Совета Федерации удивляется тому, что мы даже гвозди импортируем?
Представим на минуту, что нашей разведке достались самые секретные чертежи современного механизированного комплекса для добычи угля, а Юргинскому машиностроительному заводу поручили воплотить их в жизнь. Смеем утверждать, что при современной постановке дела со станками, комплектующими и управленцами даже наши правнуки не дождутся первого экземпляра. В общем, толку от нового начинания с отбором идей будет немного. Ну, а пошуметь – пошумим! Это мы делать не разучились.
Очень сомневаемся, кстати, что автомобиль «Москвич» даже в том виде и того же плохого советского качества у нас все-таки сделают. Причина всё та же: старые специалисты кончились, а новых не наросло, хотя чертежи остались. Вот разве только гвозди… Пожалуй, именно эта идея наиболее здравая при нынешнем состоянии дел в экономике. С них бы и начать! А дальше видно будет.
Сергей Борисов