Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало
И. А. Гончаров
Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – автор таких шедевров, как «Обломов», «Фрегат «Паллада», «Обрыв» и других книг. В историю русской и мировой литературы Гончаров вошел как мастер реалистической прозы, прекрасно знающий сущность человеческой природы, обычаев и уклада жизни.
Иван Гончаров родился 18 июня в Симбирске, в купеческой семье. Когда мальчику было 7 лет, умер его отец. В последующей судьбе Гончарова и его духовном развитии важную роль сыграл его крестный отец, отставной моряк, Николай Николаевич Трегубов. Первоначальное образование Иван получил в пансионе, а в 1831 году поступил в Московский университет на словесный факультет. Окончив университет, Гончаров вернулся в родной город и поступил на должность секретаря губернатора. Через год уехал в Петербург, где начал работать в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. За пятнадцать следующих лет он дослужился до чина коллежского асессора и показал себя образцовым чиновником. Постепенно Иван Александрович начинает заниматься литературным творчеством.
Первый роман И. Гончарова «Обыкновенная история» был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». В книге показаны жизнь и быт петербургского общества середины XIX века, а также неизбежное столкновение юношеских мечтаний с реалиями взрослой жизни. Молодой человек Александр Адуев едет на службу в Петербург. Большой город сильно меняет Адуева, он перестает верить в романтическую любовь, в честность и порядочность. Почему наши высокие стремления разбиваются об обыденность? Неужели с возрастом человек непременно грубеет душой? В лице Адуева Иван Гончаров создал еще одного «героя нашего времени».
В 1851 году скончалась мать писателя, Авдотья Матвеевна. И. Гончаров тяжело переносил утрату, был в подавленном состоянии, пока не решил отправиться в путешествие. Еще с детства он мечтал о море. Узнав, что адмирал Евфимий Васильевич Путятин ищет в кругосветную экспедицию секретаря с литературными способностями, Гончаров решил попытать удачу. От скромного и тихого домоседа никто из окружающих не ожидал такого внезапного порыва:
Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь – я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости. Внезапные перемены составляют мой характер, я никогда не бываю одинаков двух недель сряду, а если наружно и кажусь постоянным и верен своим привычкам и склонностям, так это от неподвижности форм, в которых заключена моя жизнь
Целью похода, который возглавлял адмирал Путятин, было установление торговых отношений с Японией. Старому фрегату «Паллада» пришлось пройти через тяжелейшие бури и штормы, в одном из писем Гончаров писал, что фрегат «течет, как решето». В экспедиции Гончаров вел судовой журнал и преподавал словесность гардемаринам. Он долго раздумывал над концепцией книги и в итоге появился образ замкнутого мира корабля, движущегося по морям, образ движения и развития, противопоставленный застою.
Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса – и жизнь моя не будет праздным отражением надоевших явлений. Я обновился; все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне. Скорей, скорей в путь!
Путешествие на фрегате «Паллада» длилось почти два с половиной года. Книга очерков, составленная на основе путевых заметок, которые были написаны во время экспедиции на военном парусном корабле в 1852-1855 годах, поразила читателей. Ни один из классиков русской литературы, ни до, ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. Маршрут Гончарова необыкновенно обширен: Англия, Мадейра, Атлантика, Южная Африка, Индонезия, Сингапур, Япония, Китай, Филиппины! В Петербург писатель вернулся по суше через Сибирь, где посетил ссыльных декабристов и взял от них письма в Москву и Санкт-Петербург. Вернулся через неделю после кончины императора Николая Павловича. В стране ждали перемен. Говорили о необходимости отмены крепостного права. В книге присутствуют авторские размышления о том, какую роль в жизни человека играют путешествия. «Фрегат «Паллада» - не только замечательное историческое и этнографическое свидетельство; в нем отразилась и философия Гончарова, который предупреждает читателя об опасности косности, застоя, патриархальной лени и превращения свободных стран в колонии. Во «Фрегате «Паллада» Гончаров развивает мысль, которая получит свое воплощение в «Обломове»: жизнь - это движение, и если движение останавливается, то стране и народу приходится за это дорого платить. Книга «Фрегат «Паллада» вышла в 1858 году и до сих пор продолжает оставаться актуальной и увлекательной.
После работы над «Палладой» писательское мастерство Гончарова окрепло, и в 1859 году он создает свой главный шедевр – роман «Обломов». В этой книге Гончаров выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и его причины, сознание необходимости изменений. Но главное - Гончарову удалось создать самое емкое обобщение русского национального характера. Писатель задумал этот роман еще в 1847 году, но для завершения ему не хватало жизненного опыта. После кругосветного плавания, Гончаров уже мог составить собственное мнение об уникальности русского человека и его особенностях.
Образ главного героя - Ильи Ильича Обломова - настолько правдиво и точно отразил распространенный типаж русского дворянства XIX века, что понятие «обломовщина» сразу вошло в обиход. Критик Николай Добролюбов даже утверждал, что «обломовщина» - «ключ к разгадке многих явлений русской жизни». Обломов - барин тридцати лет, которому уже все наскучило, он апатичен и ленив, и любая деятельность вызывает у него отвращение и скуку. Единственное, что он делает - лежит на диване и думает. Вся жизнь Обломова проходит в мечтах: то он возомнит себя великим полководцем, то вообразит себя женатым человеком, увлекшимся красавицей-крестьянкой Однажды к нему приезжает друг Андрей Штольц - полная противоположность бездеятельному фантазеру Обломову. Штольц энергичен и подвижен, обладает острым умом и силой воли. Пытаясь спасти товарища от «вечного сна», Штольц заставляет Обломова очнуться и начать жить полноценной жизнью, однако это не так просто сделать, ведь мечты и грезы – это неотъемлемая часть сознания русского человека.
Последним крупным художественным произведением И. Гончарова стал роман «Обрыв». Книга вышла в 1869 году и затронула важные вопросы об этической стороне жизни. Главный герой – Борис Павлович Райский – человек тридцати лет, который ничего не добился в жизни, хотя он был студентом, имел таланты к музыке и рисованию. Но в то время, как его сокурсники становятся учителями и другими уважаемыми людьми, Райский ищет любовных увлечений и страстей. Он пытается добиться любви девушки Веры Пахотиной, в имении которой гостит. Но Вера отвергает все ухаживания Райского, так как увлечена другим человеком. В воспоминаниях Гончаров рассказывал о написании этого романа:
Три главные фигуры, сказал я выше, занимали меня в «Обрыве»: Бабушка, Вера и Райский, особенно Райский, и Вера тоже особенно.
Райский — художник от природы; по крайней мере он наделен избытком фантазии и тонкою нервною организацией. Природа, очевидно, назначила ему кисть, резец, смычок или перо — словом, искусство, чтобы вносить в него из жизни все, что так быстро и легко воспринималось его впечатлительною и раздражительною натурой. Но недостаток артистического воспитания, а потом праздная жизнь почти целого общества пятьдесят лет тому назад и обеспеченное существование не сделали из него ни художника, ни писателя, — и избыток творческой фантазии кидался в его жизнь и на каждом шагу делал ему из нее то рай, то пытку. Он живет нервами, управляемый фантазией, и страдает и блаженствует под влиянием приятных или неприятных ощущений, которым покоряется и его ум и чувства: оттуда такая подвижность и изменчивость в его натуре.
Таких людей, как Райский, наделенных избытком фантазии, много. Художники почти все такие, с тою разницей, что они трудом и муками готовились к своему делу, — и у них фантазия ушла в творческие произведения, а у Райского тратилась на пустяки: часть на любовь, на собственные романы его жизни, частью на намерения и попытки рисовать, сочинять музыку, заниматься литературой; но небрежное воспитание и отсутствие нужды и необходимости труда помешали ему овладеть техникой того или другого искусства или серьезно приготовиться к литературе, чего даром не дается.
Таких неудачников-артистов была бездна, особенно в прежнее время, когда верили в талант без труда и хотели отделываться от последнего, увлекаясь только успехами и наслаждениями искусства. Но серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни.
Борис Райский так и проводит свои дни в праздности, занимаясь в основном рисованием. Роман «Обрыв» можно считать «сказкой о потерянном времени» и упущенных возможностей. Ведь самое дорогое, что есть у человека – время своей жизни, Райский израсходовал бесцельно, не по делу.
Романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» часто объединяют в трилогию, представляющую собой энциклопедию русской жизни середины XIX века. В свои последние годы Иван Гончаров писал очерки, статьи и воспоминания. Гончаров разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции.
Критический этюд «Мильон терзаний» вышел в 1871 году и является детальным обзором комедии Грибоедова «Горе от ума». Писатель разбирает одно из представлений пьесы на сцене, игру артистов и восприятие зрителями пьесы. Гончаров по праву славит комедию, ведь «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленной жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности».
Иван Гончаров стал одним из творцов классического русского романа с его эпической широтой, обнимающей все разнообразие, пестроту и движение русской жизни, с драматизмом человеческих судеб. В 1884 году писатель отметил:
Тут только я увидел… какое беспредельное и глубокое море – литература…, понял, что литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!
О Гончарове:
Авченко, Василий Олегович
Литературные первопроходцы Дальнего Востока / Василий Авченко. - Москва : Молодая гвардия, 2021.
Культурное освоение территории не менее важно, чем административное, военное, хозяйственное. Данное издание - сборник очерков о литературных первопроходцах Дальнего Востока. Эти писатели продолжали - вслед за мореплавателями, военными, дипломатами - дело приращения отдаленных восточных территорий и акваторий к России. Среди героев книги - и признанные классики Иван Гончаров, Антон Чехов, Михаил Пришвин, и выдающийся путешественник, ученый, писатель Владимир Арсеньев, и живший во Владивостоке и Харбине белоэмигрант, поэт, прозаик Арсений Несмелов, и автор культового романа «Территория» геофизик Олег Куваев. Эта книга - не только о судьбах и текстах, но и о самом Дальнем Востоке, его прошлом и настоящем.
Беляева И. А.
"Трудное приготовление к настоящему пути", или в чем смысл "обыкновенной истории" в одноименном романе И. А. Гончарова / И. А. Беляева. - 2020. - Т. 79, № 4 . - С. 102-116
Рассматриваются разные стратегии прочтения романа Гончарова "Обыкновенная история", которые сложились в литературно-критической и исследовательской практике. С самого начала во взгляде на это сочинение доминировала "реальная философия", которая во многом видела в нем борьбу с бытовым романтизмом и рассматривала "Обыкновенную историю" как роман социальный, об "утраченных иллюзиях". Не менее значимой была точка зрения, культивирующая в романе Гончарова "фламандство" как приятие мира во всем его многообразии. В дальнейшем укрепились концепции, рассматривающие "Обыкновенную историю" в свете поэтики "диалогического конфликта", оказавшегося продуктивным в эпоху "натуральной школы", и как опыт освоения европейской модели "романа воспитания" на русской почве. Автор статьи полагает, что в "Обыкновенной истории" Гончаров ставил перед собой и другие задачи, имеющие прямое отношение к насущной проблеме религиозного кризиса, который испытывало общество на пути смены старых, патриархальных институтов новыми моделями общежития, в которых жизнь земная и блага земные оказывались более важными (причем такие модели были научно объясняемы).
Бодрова, Алина
Литература на службе империи, империя на службе литературы: к интерпретации финала романа И. А. Гончарова "Обрыв" / А. Бодрова, С. Гуськов. - 2020. - № 4 (164). - С. 177-194
В статье рассматривается, как в романе И. Гончарова "Обрыв" отразились идеологические и политические убеждения писателя, почему первоначально задуманный роман о художнике превратился в "роман о России".
Валкин, Марк Хацкелевич
Тайна великого писателя : (И. А. Гончаров и А. К. Трейгут) / М. Х. Валкин. - Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006.
М. Х. Валкин – заслуженный работник культуры, более 30 лет возглавлял в Ульяновске (Симбирске) Краеведческий музей. Благодаря инициативе Валкина был создан Ульяновский музей памяти И. А. Гончарова. Книга М. Валкина рассказывает о необычной дружбе Гончарова и Трейгута. Иван Гончаров не был женат и не имел собственных детей, но был глубоко привязан к детям своего слуги Карла Людвига Трейгута, после кончины которого взял на полное обеспечение его семью. Детям он завещал все свое состояние, а младшей девочке передал право собственности на свои последние произведения.
Волкова, Людмила Васильевна
Обыкновенные истории Ивана Гончарова : фотоальбом по роману И. А. Гончарова "Обыкновенная история", повести "Поездка по Волге", письмам и воспоминаниям современников / Людмила Волкова. - Москва : Центр книги Рудомино, 2012.
Фотоальбом включает в себя работы Людмилы Волковой по роману И. А. Гончарова "Обыкновенная история", повести "Поездка по Волге", письмам и воспоминаниям современников. Фотосюжеты сопровождаются цитатами из произведений писателя; фоторяд строится повествовательно, раскрывая смысл творчества Гончарова, передавая необыкновенную красоту "гончаровских" мест. Фотоальбом составлен на русском и французском языках.
Гончаров без глянца / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. - Санкт-Петербург : Амфора, 2013.
Гончарова угадать непросто. Он не любил афишировать свою личность. И врожденная скромность препятствовала, и провинциальное происхождение сказывалось, и скрытность характера, болезненная подозрительность накладывали отпечаток. В нем не было тургеневской яркости, деятельного темперамента Некрасова, толстовской дерзости, горящего взгляда Достоевского. Он был мягок и уравновешен на людях, придерживался правил светского этикета, ценил воспитанность и культуру. А еще был щепетилен и мнителен. Осторожен. Пожалуй, даже робок - в отношениях с начальством, в обхождении с дамами, в образе жизни. "Застрельщиком" и "жертвой" Гончаров не был - в отличие от своего ровесника Герцена и однокурсника Лермонтова, - но "передовым воином" был: в борьбе с унынием, ленью, малодушием, нравственной усталостью, безразличием, распущенностью и бездельем - и был победителем.
Гуськов, Сергей Николаевич
И. А. Гончаров, П. А. Валуев и кампания всеподданнейших писем 1863 года / С. Н. Гуськов. - 2019. - № 4. - С. 72-80
Продемонстрировано, как газета И. А. Гончарова и П. А. Валуева "Северная почта" использовалась в качестве инструмента политической реформы. Отмечено влияние службы Гончарова в газете на эволюцию романа "Обрыв".
Ермолаева, Нина Леонидовна
От древнегреческого мифа к русским литературным архетипам в романах И. А. Гончарова / Н. Л. Ермолаева. - 2020. - № 5. - С. 35-50
Мифологический подтекст, как одно из связующих начал в романной трилогии И. А. Гончарова.
Краснощекова, Елена Александровна
Иван Александрович Гончаров : мир творчества / Елена Краснощекова. - Санкт-Петербург : Пушкинский фонд, 2012.
Елена Краснощекова - профессор русского языка и литературы Университета Джорджии (США), автор работ по истории романа XIX века и прозы 1920-х гг. Наследие И. А. Гончарова представлено в монографии как целостный мир, созданный по единому авторскому сверхзамыслу – проникнуть в самую суть феномена взросления (или невзросления) человека в "школе жизни". Вослед идеям Века Просвещения романист связывает воспитание со всеми (а не только с ранними) жизненными этапами. Сложный контрапункт соотношения сверхзамысла с конкретными замыслами, привнесенными злобой дня и эстетическими предпочтениями эпохи, выявляется при детальном анализе "Обыкновенной истории", "Фрегата "Паллада"", "Обломова" и "Обрыва". Своеобразие творческого мира Гончарова раскрывается в сопоставлении с произведениями его предшественников (Руссо, Гете, Карамзин, Грибоедов) и современников (Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Толстой).
Мастер русского романа : И. А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья : сборник документов и материалов / [Федерал. арх. агентство, Рос. гос. архив лит. и искусства. - Москва : Центр книги Рудомино, 2012.
В сборник вошли редкие материалы и архивные документы из фондов РГАЛИ, связанные с жизнью и творчеством Ивана Александровича Гончарова (1812-1891), написанные или опубликованные за пределами России: в Швеции, Чехии, Германии, Франции, Югославии, США. Здесь представлены статьи русских писателей, литературоведов, критиков, философов: Е. А. Ляцкого, Ю. И. Айхенвальда, В. Н. Ильина, Н. Н. Берберовой, Н. Е. Осипова, Н. В. Нарокова и др. Многие работы публикуются впервые. Основная часть книги, "Очерки, статьи, воспоминания, дневниковые записи", содержит публикации о Гончарове в изданиях русского зарубежья 1920-1970-х гг. В рецензиях и заметках второй части собраны отклики представителей русского зарубежья на вновь вышедшие иностранные и советские издания произведений Гончарова и работы исследователей его творчества. В приложении воспроизводятся автографы писателя, материалы к биографии, иллюстрации к роману "Обломов". Книга проиллюстрирована черно-белыми архивными фотографиями.
Мельник, Владимир Иванович
Гончаров / Владимир Мельник. - Москва : Вече, 2012.
Книга доктора филологических наук В.И. Мельника рассказывает о жизни и творческой судьбе выдающегося русского писателя. Литературная судьба Ивана Александровича Гончарова с самого начала складывалась счастливо. Со дня выхода его первого романа "Обыкновенная история" русской читающей публике стало ясно, что в литературу пришел писатель-классик. Все говорило за то, что в ряду первых имен русской литературы появилась новая звезда. С тех пор солидная литературная репутация Гончарова никогда не подвергалась ни малейшему сомнению. Более того, после выхода "Обломова" и "Обрыва" стало понятно, что Гончаров стал еще и родоначальником русского классического социально-психологического романа.
Отрадин, Михаил Васильевич
"На пороге как бы двойного бытия..." : о творчестве И. А. Гончарова и его современников / М. В. Отрадин. - Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2012.
Книга очерков М. В. Отрадина объединена одной темой. Каждый литературный персонаж (будь то Александр Адуев, Обломов, Лариса Огудалова, герой апухтинской лирики и те, кому довелось жить "под тяжелым петербургским небом") оказывается "на пороге как бы двойного бытия", проходя нелегкий путь вочеловечивания. Автор рассматривает знакомые литературные произведения и привычных героев под своим углом зрения, поэтому книга будет интересна и филологам, и школьным учителям, и учащимся, и самому широкому кругу читателей.
Пырков, Иван
Поэт в жизни или счастливый неудачник. / И. Пырков. - 2019. - № 10. - С. 100-105
Характеристика личностных качеств Ильи Ильича Обломова в романе "Обломов" И. Гончарова.
Романова, Александра Владимировна
"...Круг, где она жила...": возможные прототипы Софьи Беловодовой / А. В. Романова. - 2020. - № 2. - С. 207-208
В статье собраны сведения о возможных прототипах одного из персонажей романа И. А. Гончарова "Обрыв" - Софьи Беловодовой.
Труайя, Анри
"Мильон терзаний" Ивана Александровича Гончарова / Анри Труайя ; [пер. с фр. М. А. Руновой ; предисл. Т. М. Горяевой. - Москва : Центр книги Рудомино, 2012.
Биографическое эссе французского писателя, мемуариста, автора исторических хроник и романов Анри Труайя (Льва Тарасова) (1911-2007) написано незадолго до кончины автора. Документированная биография Гончарова впервые переведена с рукописи, переданной наследниками А. Труайя в РГАЛИ. Книга проиллюстрирована черно-белыми архивными фотографиями и портретами.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента