Найти в Дзене
Livny Hotel

Авианосец

9 июня 1892 года в селе Георгиевское Ливенского уезда Орловской губернии родился наш великий земляк, основоположник российского самолетостроения, Николай Николаевич Поликарпов. Жизнь его - не положенный на пленку блокбастер, не написанный эпос. Статья получилась длинная, но ничего не выкинуть - можно только добавить. 

Отец - приходской священник из рода потомственных священнослужителей, учитель в школе, мама - земский библиотекарь. Семья многодетная - 7 детей. В 9 лет он поступил в Ливенское духовное училище и с отличием его закончил, продолжил учебу в Орловской духовной семинарии. Но после ее окончания сменил курс и против воли отца поступил в Петербургский политехнический институт. В политех Николай Поликарпов пошел, чтобы научиться строить корабли, но увлекся авиацией, и достиг больших высот в этом деле. Начинал работать с Сикорским, который выбрал его в помощники и считал крайне талантливым, но после революции Николай отказался покинуть Родину вместе с Сикорским, и остался в советской России. Он автор самых успешных и массовых военных самолетов (в основном, истребителей) своего времени. На его разработках летают и современные самолеты, и наши крылатые ракеты, но самолетов его имени нет - не то, что у его заклятых коллег Микояна, Сухого, Ильюшина. Не отвлеченный теоретик, а дипломированный пилот. В зрелые годы совмещал руководство КБ с преподаванием в Авиационном институте - нагрузка нешуточная. Работал быстро и много, был не только талантливым конструктором, но и отличным организатором. Например, впервые внедрил метод работы КБ с проектированием самолета по частям - теперь так проектируют все КБ. Воспитал плеяду великих авиаконструкторов. Следил за экономичностью, простотой и удобством сборки, быстрой реплицируемостью своих разработок, а не только за их летными характеристиками, которые также были превосходны.

Несмотря на сверхзанятость, всегда жизнерадостный, красавец атлетического сложения, выглядел как профессиональный спортсмен. 

К сожалению, не избежал ареста - в 1929 году был арестован и приговорен к смертной казни за контрреволюционную деятельность и вредительство, потом получил предложение работать в тюремной шаражке по проектированию самолетов - в 1931 году был приговорен к 10 годам лагерей и конфискации имущества, в этом же году после успешного показа нового истребителя Сталину и Орджоникидзе приговор смягчили до условного срока, а через месяц вообще амнистировали. В итоге работал в АКБ Сухого как авиаконструктор со своими разработками. Затем был переведен на таких же условиях во вновьсозданное АКБ Ильюшина. Летчиком-испытателем истребителей Поликарпова был Валерий Чкалов. За один из самолетов их наградили орденами Ленина одним указом. Его перебрасывали с завода на завод, из КБ в КБ, на худшие условия, и он всегда был на высоте.

Затем наконец Поликарпов получил право на собственное КБ. В 1939 году был направлен в командировку в нацистскую Германию для изучения опыта немецкой авиапромышленности. А в это время под лозунгом, что после возвращения на Родину его все равно расстреляют, Поликарпова нагло "подсидели", передав без его ведома проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который перед отъездом в Германию Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение, а также лучших конструкторов его КБ, в ведение Артема Микояна - его ученика, будущего создателя МИГов, брата одного из руководителей страны. 

Очередное новое КБ Поликарпова - последнее в его жизни - после его смерти возглавил Владимир Челомей, создатель наших крылатых ракет. Перед смертью Поликарпов проектировал первый советский реактивный самолет.

Николай Поликарпов был независим, бесстрашен, не боялся спорить, за что платил всю жизнь, но работал для страны, а не для своего тщеславия. Например, собрал ведущих авиаконструкторов и предложил поделиться своими идеями, чтобы двигаться быстрее. Своими поделился, но вот только никто больше этого не сделал. 

Николай Поликарпов умер в 1944 году в возрасте 52 лет от рака желудка. В 1956 году посмертно был реабилитирован. 

Кстати, он принципиально не вступал в партию, носил крест (за что его прозвали "крестоносцем"), не скрывал, что верующий. Хотя это создавало серьезную напряженность в отношениях с высшим партийным руководством, было причиной недоверия к Поликарпову и отсутствия у него в течение долгого времени собственного конструкторского бюро, которое он, конечно, вполне заслуживал.

И еще существует рассказ участника этих событий о разговоре Николая Поликарпова со Сталиным, который в кратком пересказе выглядит так: Сталин сказал, что у них с Поликарповым есть нечто общее - оба учились в семинарии, только Поликарпов ее закончил, а Сталин нет. На что Поликарпов ответил: Оно и видно. 

Вот такая жизнь - честно и ярко прожитая в такое время, когда это было смертельно опасной роскошью. Страшное было время, и не нужно его идеализировать. 

Так что помянем сегодня нашего земляка, раба Божьего Николая, поповского сына, семинариста и авиаконструктора,

талантище и работягу, истинно верующего человека и настоящего защитника Отечества. Наш Ливенский характер в его исполнении - это было достойно. Вечная ему память и Царствие ему небесное!

-2