Напишу, пожалуй, короткий список тех, кого всегда очень внимательно читаю. А то вы, наверное, думаете, что я не читаю никого. Вот и нет!
Сразу отмечу, что личных знакомых не перечисляю, чтобы не было обидно: в списке только те, с кем я не знакома в реальной жизни. Поехали! Речь о публицистике и смежных формах, я не говорю об активистах, политиках, звездах и пр.
1. Номер один - Дмитрий Ольшанский. Читаю все и давно. Теперь он в Телеграме, называется "Комиссар исчезает". Про Ольшанского могу сказать, что это публицист, который все еще пишет лучше меня. Блестящий язык и вкус к языку. Трезвая голова. Трезвый антисталинизм. Интеллигентный русский публицист.
2. Прилепин. Читать внимательно стала давно. А с некоторых пор - смотрю. С интересом посмотрела несколько выпусков его передачи "Уроки русского". Понравился его выпуск про Бродского, как он тепло и широко Бродского показал. А сегодня включила - про "Архипелаг ГУЛАГ". Крайне достойно, резко. "Архипелаг ГУЛАГ" у меня еще в школе вызывал вопросы, например, из-за оценки Солженицыным коллаборационизма. Когда стала постарше, поняла, что с данными по жертвам сталинизма он обращается очень вольно. А после погружения в соловецкую тему, трех поездок на Соловки, общения с соловецкими историками я узнала, что и про Соловки Солженицын насочинял. Передача Прилепина про Солженицына похожа на злой фельетон. При этом, заметьте, Прилепин сразу говорит, что Солженицын писатель большой, талантливый и сложный. Редкое умение - признать талант в оппоненте. Честность и великодушие. Я это у Прилепина отметила в его словах о Лимонове: покойный столько всего про Прилепина наговорил, но тот ни слова плохого про него не сказал. Я сразу оценила...
Вообще, я раньше Прилепина не смотрела. Он мне не нравился. Был язвительный, дерганный, как гюрза в истерике. А сейчас как-то успокоился. Наверное, увидел воплощение своих желаний и успокоился. И стало возможно смотреть. Смотрю в том числе и из-за языка - прекрасный язык на ТВ, ритмичный, узнаваемый. Из теле- и радиоэфиров исчез хороший язык. Были Михаил Веллер, Денис Драгунский - из тех, кто часто выходил в эфир и прекрасно говорил, но оба говорить прекрасно перестали.
А еще я Прилепина смотрю, потому что, как я уже не раз говорила, мир его огромен и очень интересен. Он наш большой писатель, я это признавала всегда. Ваше горе, что вы этого не знаете;
3. Наталья Радулова. Это бывший журналист "Огонька", которую я читаю много лет, еще со времен ЖЖ (откуда я ушла в 2014-м!), которую считаю одним из лучших журналистов того времени и которая тоже оказалась маргинальной, насколько я понимаю, по примерно тем же причинам, что и многие другие: сужение рынка и раздраконивание независимой прессы, желающей делать не журналистику, а контрпропаганду. Сейчас Наталья Радулова открылась иначе: она одесситка и очень интересно пишет про страну, которая оказалась ее родиной. Тоже читаю в Телеграме канал "Баба Яга против", там много интересных мелких наблюдений и есть ссылка на большие тексты. Например, был потрясающий текст об инфернальности украинской литературы.
4. Стала интересна Екатерина Винокурова. С которой у нас сложная история взаимоотношений, начавшаяся с взаимных упреков и обвинений в непрофессионализме. Неожиданно Екатерина оказалась в числе журналистов, которые отчетливо понимают, что мир устроен сложно. В Телеграме много всяких бытовых заметок, но было несколько текстов, например, правдоподобно отображающих срез настроений в обществе;
5. Дмитрий Воденников. Лучший наш эссеист. Читаю всегда, много лет. Теперь колонки поэта Воденникова Фейсбук маркирует как потенциально опасные. Из Фейсбука Воденников исчез, я сначала даже думала, что поэт меня забанил. Но потом нашла в Телеграме. Лучшие эссе на русском языке. Больше добавить нечего;
6. Георгий Бовт. Читаю давно. За хладнокровие и отсутствие потребности прибиваться к какому-либо лагерю. Для человека с такой долгой либеральной биографией это редкое качество. Был еще Владислав Иноземцев, но, кажется, иммунитет к кружкам и секциям потерял. Появление Иноземцева на сцене потешного комитета в Вильнюсе стало для меня персональной драмой. Расстроилась. Теперь из либералов в моих закладках остался только Георгий Бовт;
7. Борис Мячин. Узнала про него недавно. Историк по образованию, редактор. Читаю из-за интересного мнения по многим текущим новостям. Есть в Телеграме. Вроде, пишет только там, нет колонки в СМИ.
Это те, чьи большие тексты читаю внимательно. В основном ценю за язык и умение сохранять холодную голову. За знание о том, что мир устроен сложно.
Еще есть многие, кого читаю регулярно, но урывками. Или нерегулярно, но длинными подходами. Люди разных убеждений и политических взглядов, но преимущественно правые или левые. Многие из тех, кого почитываю, мне идейно чужды, но я читаю, так как на первый план выходят сейчас, увы, такие авторские качества, как трезвомыслие, способность контролировать себя, отсутствие истерики... Так, например, читаю бывшего автора "Русского репортера" Ольгу Андрееву. Не включила в общий список, потому что читаю только в Фейсбуке, ленту там листаю редко, вижу не все, да и ссылка на Фейсбук не работает.
Все. Больше я никого регулярно не читаю из публицистов и журналистов. Ни за кем не слежу. Часто спрашивают, что думаю по тому или иному высказыванию носителя какого-нибудь громкого имени. Никаких громких имен не читаю... Никого из так называемых "бойких перьев" - тоже. Как-нибудь напишу и про это (ох, сколько я обещала написать... например, вчера хотела писать про польское кино, но высаживала уличные помидоры): нет пишущему человеку ничего легче, чем писать бойко. Самый легкий и самый постыдный способ писательского заработка... Не читаю. Читаю умных и трезвомыслящих.