Найти в Дзене
Гремя Огнём

Тернистый путь "Бумеранга"

Оглавление
Колёсная БМП К-17 семейства "Бумеранг" и опытная модификация БТР-82АТ с новым боевым модулем
Колёсная БМП К-17 семейства "Бумеранг" и опытная модификация БТР-82АТ с новым боевым модулем

Пока серийное производство бронетранспортёров на платформе "Бумеранг" ещё не началось, Россия продолжает модернизацию БТР-80, что был принят на вооружение в 1986 году, снискав себе славу надёжной машины, успевшей повоевать не в одном вооружённом конфликте. Последняя модификация носит индекс БТР-82АТ.

Почему машины на основе БТР-80 до сих пор в производстве, и им на смену ещё не пришла новая техника?

БТР-90

Во многом, это объясняется тем, что БТР-90, что появился в 1994 году и должен был прийти на смену БТР-80, так и не сменил в войсках прошлую модель.

БТР-90 в парке "Патриот". Фото Виталя Кузьмина
БТР-90 в парке "Патриот". Фото Виталя Кузьмина

Эта машина имела боевое отделение аналогичное БМП-2. В двухместной башне размещалась 30-мм пушка 2А42 и 7,62 мм пулемёт ПКТ. Имелась возможность стрельбы противотанковыми ракетами "Конкурс".

Броня могла выдержать попадания 12,7 мм пуль в борта и 30-мм снарядов в лоб корпуса. Днище имело V-образную форму и обеспечивало лучшую противоминную стойкость. Масса машина равнялась 22 тоннам.

Экипаж состоял из 3 человек, а десант составлял 7 солдат.

В движение машину приводил мотор ЯМЗ 2В-06-2С, мощностью 510 л.с., а трансмиссия позволяла распределять момент вращения между колёсами так, что бронетранспортёр мог разворачиваться на месте, подобно танку.

Но в то время, военные не проявляли особого интереса к БТР-90. К тому же, в 1993 году на вооружение был принят БТР-80А с 30-мм пушкой 2А72

БТР-80А
БТР-80А

Впоследствии, для БТР-90 были разработаны новые варианты вооружения. К примеру, с боевыми отделения "Бережок", как на БМП-2М и "Бахча-У", как на БМП-3.

БТР-90 с боевым отделением "Бережок"
БТР-90 с боевым отделением "Бережок"

БТР-90 с боевым отделением "Бахча-У"
БТР-90 с боевым отделением "Бахча-У"

Но несмотря на модернизацию, БТР-90 был забракован министерством обороны в связи с тем, что не имел выхода для десанта на корму.

"Гильза"

В связи с отказом Минобороны России от БТР-90, была начата конструкторская работа по теме "Гильза". Главной задачей была разработка БТР с выходом на корму и целого семейства машин на его основе. Информации довольно немного, но вероятно, что основой для нового бронетранспортёра стал БТР-90.

Предполагаемый вид унифицированной боевой платформы по теме "Гильза"
Предполагаемый вид унифицированной боевой платформы по теме "Гильза"

Но впоследствии и тема "Гильза" была закрыта. Вероятно, идея создания нового БТР на основе БТР-90 была признана неудачной.

"Бумеранг"

Колёсная БМП К-17 семейства "Бумеранг" на параде. Видны болты креплений навесной брони
Колёсная БМП К-17 семейства "Бумеранг" на параде. Видны болты креплений навесной брони

Само название темы, "Бумеранг", объясняется как возвращение к идее разработки колёсной бронемашины с выходом для десанта на корму. Предполагается создание бронетранспортёра, колёсной БМП, санитарной, штабной и других машин.

Впервые колёсную БМП К-17 показали широкой публике на параде Победы в 2015 году. Масса машина равна 34 тоннам, экипаж состоит из 3 человек, десантное отделение рассчитано на 8 полностью экипированных бойцов.

Вид на десантное отделение, аппарель опущена. Кресла закреплены не на полу, а на стенках десантного отделения. Они имеют амортизацию, что повышает выживаемость при подрыве на минах.
Вид на десантное отделение, аппарель опущена. Кресла закреплены не на полу, а на стенках десантного отделения. Они имеют амортизацию, что повышает выживаемость при подрыве на минах.
Опущенная аппарель для посадки и высадки десанта
Опущенная аппарель для посадки и высадки десанта

Бронезащита позволяет держать обстрел 30-мм снарядами в лоб и 14.5-мм пулями в борта. На корпус крепятся броневые экраны представляющие из себя многослойную конструкцию с керамическими элементами. Так как бронезащита предполагает модульность, в перспективе возможна установка других конфигураций защиты.

Днище также имеет V-образную форму, как и на БТР-90, что хорошо сказывается на противоминной стойкости.

На первых прототипах стоял двигатель УТД-32ТР, форсированный до 510 л.с. На серийных машинах должен будет стоять двигатель ЯМЗ-780, мощностью 750 л.с. Это потребовало переделки корпуса, но позволило существенно увеличить подвижность машины.

Вооружение БМП К-17 представлено необитаемым боевым модулем "Бумеранг-БМ", с 30-мм пушкой 2А42, 7,62-мм пулемётом ПКТ и 4 ракетами "Корнет".

Схема боевого модуля "Бумеранг-БМ". Изображение Андрея Тарасенко.           http://andrei-bt.livejournal.com
Схема боевого модуля "Бумеранг-БМ". Изображение Андрея Тарасенко. http://andrei-bt.livejournal.com

Также есть прототип боевой машины с боевым отделением "Бережок". Этот вариант унифицирован с БМП-2М, более дёшев и лучше освоен в производстве. Номенклатура вооружения аналогична. Но он не является необитаемым и занимает место внутри боевого отделения.

Колёсная БМП на платформе "Бумеранг"с боевым отделением "Бережок"
Колёсная БМП на платформе "Бумеранг"с боевым отделением "Бережок"

Бронетранспортёр К-16 семейства "Бумеранг" вооружён 12,7-мм пулёмётом КОРД в дистанционно управляемом боевом модуле. Это именно бронетранспортёр, а не колёсная БМП.

Бронетранспортёр К-16 на основе платформы "Бумеранг". Фото МинОбороны России
Бронетранспортёр К-16 на основе платформы "Бумеранг". Фото МинОбороны России

Завершение государственных испытаний колёсной БМП К-17 и бронетранспортёра К-16 было запланировано на конец 2021 года. Сейчас, вероятно, в их конструкцию вносятся последние изменения, в том числе с учётом опыта последних событий. Будем уверены, что новая техника, станет достойной заменой для БТР-80 и машин на его базе.

-13
-14

Другие статьи на канале:

Свершилось! Установка дополнительной защиты на российские БМП
Гремя Огнём3 июня 2022

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!