Недавно основатели старейшей в мире кинопремии «Оскар» разработали и ввели новые правила для отбора фильмов-номинантов – в них есть чёткий намёк на отход художественной составляющей кинофильмов на второй план и вывести на первый идеологические качества. Однако за всю свою историю советский кинематограф целых семь раз получал столь высокую премию в области киноискусства: в пяти случаях это был художественный фильм, ещё в одном – мультипликационный. Но самым первым был признан документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».
Фильм, ценою жизни
В конце 1941-го враг подошёл практически к стенам Москвы. Однако в столь сложное и тяжёлое для страны время помимо военных приказов отдавались приказы и на киносъёмку битвы. Именно эти кадры и легли в основу документального фильма, приказ о создании которого отдал сам Сталин.
Специально для этого из Средней Азии были вызваны председатель Госкино Иван Большаков и кинооператоры Илья Копалин и Леонид Варламов, находившиеся там в эвакуации.
Время с октября по ноябрь было потрачено непосредственно на съёмку (во время которой были запечатлены зверства нацистов, а затем и разгром отступающего от города врага), ещё несколько месяцев на монтаж, который проходил в страшных условиях – ведь монтировали по очереди в неотапливаемых монтажных комнатах. И лишь зимой следующего года фильм начали показывать советским солдатам и простым гражданам.
Установленная перед фильмом задача по поднятию духа армии была выполнена успешно, и документальное кино получило высокую в то время награду Советского союза – Сталинскую премию первой степени в области культуры и искусства 1941 года.
За границей
Также по мере вступления европейских стран в антигитлеровскую коалицию в начале 1942 года документальное кино начало распространяться в кинотеатрах стран-союзников, где он также произвёл широкий успех – так, только в американских и британских кинотеатрах фильм посмотрели более пятнадцати миллионов раз.
В августе 1942 года документальное кино впервые было показано в американском кинотеатре «Glob», а уже в октябре в прокат вышла смонтированная специально для зрителей из США версия, получившая название «Москва наносит ответный удар», в которой была показана нарастающая мощь советской армии.
Пятнадцатое вручение премии «Оскар», состоявшееся в Лос-Анджелесе весной 1943 года была отмечена сенсацией, ведь «Разгром немецких войск под Москвой» стал первой иностранной работой, получившей статуэтку.
На табличке, сделанной из латуни, и прикреплённой к покрашенной краской цвета золота гипсовой статуэтке были написаны следующие слова: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Правда в Академии кинематографических искусств и наук обещали после войны заменить статуэтку, но начавшаяся после Великой Отечественной Войны «холодная» война разрушила все планы организаторов. Также эта награда стала первым обладателем «Оскара» за «Лучший документальный фильм».
В данный момент данный приз хранится в Музее кино в одном из павильонов ВДНХ. Историки говорят, что Сталин обожал этот фильм и очень часто просматривал его снова и снова, а также показывал всем своим иностранным гостям. После очередного просмотра документального фильма он произнёс следующие знаменитые слова: «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий».