В первой части публикации мы показали советские мозаики, созданные с 1962 по 1972 годы.
Покажем еще десять советских мозаик
Штаб юной добровольной пожарной дружины. Московский проспект 4. 1972
Станция нейтрализации у Станции техобслуживания легковых автомобилей. Варшавское шоссе 170Г стр.21. 1973
НПО ЦНИИТМАШ. Шарикоподшипниковская улица 4. 1974
Дом оптики. Проспект Мира 176. 1974
Зелено-голубая композиция вдохновлена полузапретным сюрреализмом. Узнаваемая реальность занимает лишь центр. Под планетой Земля сосредоточены разнообразные линзы и призмы, справа же и слева — мир воображаемый, который, предположительно, можно увидеть под микроскопом или же в телескоп.
Центральный экономико-математический институт. Нахимовский проспект 47. 1976
Так называемое «Ухо», а на самом деле – «Лента Мёбиуса» на фасаде здания. Лента приглянулась архитектору здания Леониду Павлову самим фактом возможности физического воплощения понятия бесконечности, а также мотивом постоянного ускользания, в конечном счете, нереализуемости даже самых, казалось бы, хорошо просчитанных замыслов. Для ЦЭМИ, который так и не помог советской экономике стать эффективной, это приобрело неожиданный дополнительный смысл.
Нынешнее состояние скульптуры не радует, каркас сильно проржавел, а бетонная оболочка начала трескаться. Ее давно могли бы демонтировать. К счастью, просто так это сделать нельзя, потому что она ещё в 1992 году признана объектом культурного наследия регионального значения (само здание, кстати – нет). Ведь в те времена не требовалось ждать, пока памятнику исполнится 40 лет.
Типография «Детская книга». Сущевский вал 49. 1979
Композиция мозаичного панно имеет сложный составной сюжет, посвященный образованию подрастающего поколения и определяющей роли в нем детской литературы. Не обошлось здесь и без цитаты Ленина.
В 1990-х годах здание типографии перешло в частные руки, и мозаичное панно было завешено рекламными баннерами. Долгое время москвичи и не вспоминали о существовании мозаики, хотя одиночные обращения о необходимости демонтажа рекламных конструкций были. В то время владельцы всерьез считали, что мозаика не представляет никакой художественной ценности!
Наконец, в 2013 году, когда по всей Москве начался массовый демонтаж наружной рекламы, была снята громадная реклама нижнего белья и взорам москвичей открылась историческая мозаика. Но радоваться было рано – типографию собирались сносить.
Однако при реконструкции комплекса типографии и возведении здесь жилого и бизнес-квартала было решено сохранить и отреставрировать мозаику. Для Москвы этот случай если и не единственный, то по-настоящему редкий. В 2019 реставрация была завершена, и сейчас панно стало частью фасада строящегося современного делового центра JAZZ. Площадь мозаики 483 кв. м. Стоимость работ по укреплению и реставрации панно составила более 10 млн. руб.
Библиотека 2-го медицинского института имени Пирогова. Ул. Островитянова 1с5. 1979
Громадные нефтяные деньги, хлынувшие в советский бюджет в 1970-е годы, позволяли строить с размахом. Медицинский институт занял большой квартал на углу Ленинского и улицы Островитянова. Стены его библиотеки было решено покрыть мозаикой. Художникам выпал исторический шанс высказаться в таком масштабе: панно имеет площадь более 2 тысяч квадратных метров. Вопреки всем законам монументального искусства, ключевые элементы композиции размещены прямо на углах. Мозаика посвящена медицине, ее части называются «Исцеление», «Спасение», «Рождение» и «Надежда». Символизм, искаженные пропорции, резкая графичность тени производили тревожное впечатление.
Открытие библиотеки в октябре 1979 года вызвало громкий отклик в прессе. Главный советский идеолог и гонитель диссидентов Михаил Суслов лично приехал посмотреть, чем вызван такой шум. Постоял перед мозаиками 40 минут, ничего не сказал и уехал. Ничего антисоветского в мозаиках не было, а было явно не время нападать на формализм и сюрреализм, ведь на следующий год предстояла Московская Олимпиада. Пришлось продемонстрировать, что советское руководство не против современных тенденций в монументальном искусстве.
ДК «Серп и молот». С марта 2018 года находится в кафе «Прогресс», Волоколамское шоссе 1. 1980-е
Тенденция последних лет: частные лица спасают мозаики от уничтожения, договариваясь и выкупая их со сносимых предприятий, а потом продают. В итоге советская мозаика становится отличным украшением кафе, баров и ресторанов.
Магазин «Женская мода». Измайловское шоссе 6. 1982
Дворец молодежи. Комсомольский проспект 28. 1987
Конкурс на здание Дворца молодежи был объявлен еще в 1965 году. Дворец анонсировали к олимпиаде, потом к всемирному фестивалю молодежи, а в строй он вступил только в 1987 году. Поверхность громадного фриза заполняют строящие коммунизм современники в эстетике Александра Дейнеки, последняя крупная работа известного художника-монументалиста Юрия Королева. Но их видно плохо, они скрыты под развитым выносом крыши и рекламными щитами.
Советская монументальная мозаика – удивительное явление, без преувеличения, мирового масштаба. К сожалению, в наше время она исчезает с громадной скоростью. Мозаики сносят вместе со зданиями, сбивают, чтобы не тратиться на реставрацию, замуровывают под новыми фасадами. Они срочно нуждаются в учете, атрибуции, реставрации и постановке на охрану.
Данная публикация была подготовлена и опубликована на нашем сайте в марте 2021 года. Возможно, к настоящему моменту произошли какие-тот изменения в части сохранности или нахождения упомянутых выше мозаик. В любом случае, нам хотелось рассказать о таком важном наследстве советского периода в истории, как мозаики. Если вам понравилась публикация или у вас есть дополнения, будем рады прочитать ваши комментарии