В последние годы усилился интерес к советской мозаике. Ведь на ней можно видеть не только советские символы и строителей коммунизма. Многие из мозаик – настоящие произведения искусства, пока не получившие соответствующего статуса.
В столице находится большое количество мозаичных произведений советского периода, с лучшими из которых мы хотим вас познакомить. Сразу заметим, что в нашем обзоре не будет мозаик, размещенных в метро. Также не будем упоминать известные мозаики, находящиеся в зданиях ограниченного доступа и недоступные обычному человеку. Мозаики выбраны субъективно и приведены в хронологическом порядке. При подготовке обзора использована статья историка архитектуры Анны Броновицкой «Триумф мозаики» (2015).
История мозаики в России связана с опытами Михаила Ломоносова в XVIII веке. В XIX веке прославилась династия мозаичистов Фроловых. В их мастерской выполнялись заказы для царской семьи и русской православной церкви. Были и частные заказы, это мозаика для особняков и доходных домов.
После Октябрьской революции мозаичные мастерские были закрыты. Фактическое возрождение мозаики в СССР начнется в 1930-е годы. Это связано с планами постройки Дворца Советов, который предполагалось обильно украсить мозаикой. Дворец не был построен, но многие из созданных наработок были использованы в мозаичных композициях в московском метро.
Сразу после смерти Сталина была начата борьба с так называемыми «архитектурными излишествами». К ним были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина. Постепенно возник новый архитектурный стиль, который сейчас называют советским модернизмом. Здания советского модернизма снаружи и внутри часто украшены мозаиками, так как они не были отнесены к «излишествам».
В 1960-х-1980-х мозаичное искусство переживает в Советском Союзе настоящий расцвет и становится важной частью модернистской среды. Мозаичные панно появляются на фасадах и в интерьерах самых разных общественных зданий — научно-исследовательских и учебных институтов, министерств, музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, а иногда и на торцах жилых домов. При этом стиль мозаичных изображений иногда довольно далеко отклонялся от предписанного социалистического реализма, доходя даже до прямой абстракции, яростно осуждаемой в это время в живописи.
В это же время художники-монументалисты сообразили, что мозаику можно делать из недорогих материалов. Например, мозаики на торцах залов Дворца пионеров в Москве выполнены из простого и силикатного кирпича, поддающегося окраске. Для главного фасада был выбран материал побогаче — крупные, не поделенные на тессеры куски смальты, яркой, но простого химического состава — по сути, просто цветное стекло.
Дворец пионеров — фактически первое значительное здание, построенное в Москве после архитектурно-строительной реформы 1955 года. Он мог быть другим, среди конкурсных проектов были здания от маститых авторов, выдержанные в традиционном духе. Но был выбран проект молодых архитекторов, которым для реализации была предоставлена полная свобода. Приехавший 1 июня 1962 года на открытие Дворца Никита Сергеевич Хрущев выразил свое одобрение словами: «Такая архитектура мне нравится!». Тем самым мозаика получила начальственную санкцию.
Дворец пионеров. Улица Косыгина 17. 1962 год
Мозаики здесь много, и в основном она типично советская. Пионеры, трубящие в трубы, марширующие и сажающих деревья, яркое солнце, профиль Ленина, дети у костра…
Панорама «Бородинская битва». Кутузовский проспект 38. 1962 год
Панорама была открыта 18 октября 1962 года. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона», площадью по 75 квадратных метров каждое. Мозаики выдержаны в сочетании двух основных цветов: серого и красного. По стилю напоминают книжную иллюстрацию.
Стадион Юных пионеров. Ленинградский проспект 29. 1964 год
В 1964 году художники — монументалисты Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян украсили ограду Стадиона Юных пионеров двумя панно на тему детского спорта, площадью по 18 кв.м.
В 2009 году стало известно, что на территории стадиона планируется масштабное строительство. В присвоении статуса объекта культурного наследия мозаикам было отказано. Однако после многочисленных выступлений градозащитников представители девелоперской компании заложили восстановление мозаик в проект благоустройства будущего жилищного комплекса. В мае 2017 года мозаики были демонтированы. После реставрации они вернулись на новое место поблизости от старого в декабре 2019 года.
Гидрометцентр. Большой Предтеченский пер 11. Художник неизвестен, 1965
НПО Сапфир. Щербаковская 53. 1967
Здание конференц-зала Совета экономической взаимопомощи. Новый Арбат 36. 1968
Архитектор комплекса СЭВ Михаил Посохин, главный архитектор Москвы, после успеха Калининского проспекта мог позволить себе практически все. Даже, казалось бы, немыслимое в советское время: полностью абстрактную мозаику, целиком опоясывающую невысокий цилиндрический объем конференц-зала.
Композиция в серых тонах, в которой, при некотором усилии воображения, можно увидеть вспышки салюта, выполнена из фактурных бетонных элементов и натурального камня венгерскими мастерами по эскизам художника Григория Опрышко.
Здание школы. Варшавское шоссе 12. 1969
Автовокзал. Щелковское шоссе, 75. 1972
Центральный автовокзал, построенный в 1971 году, прекратил работу в апреле 2017 года. Старое здание было снесено. В нем находилось мозаичное панно «Моя Родина», которое украшало зал ожидания на втором этаже. На нем не было Ленина, рабочих, советских символов, сюжеты самые обычные – православный храм, семья, парящий космонавт.
Заново построенный автовокзал был открыт в октябре 2020 года. В январе 2021 года рядом с ним было размещено отреставрированное мозаичное панно. Теперь оно для сохранности помещено в стеклянный короб.
Кафе «Времена года». Улица Крымский Вал 9, стр. 32. 1972
Кафе «Времена года» было построено в Парке Горького в 1968 году. Оно было громадным, одновременно там могли находиться 1200 человек. Его размеры объяснялись тем, что посещение Центрального парка культуры и отдыха являлось обязательной частью культурной программы проходивших в Москве форумов и конференций. Делегации, подчас весьма крупные, после прогулки требовалось где-то кормить.
В советское время оно было очень популярно благодаря выгодному расположению и отсутствию альтернатив. В условиях рыночной экономики оно разорилось, покинутое здание ждало своей очереди на снос. Однако ему повезло. Центр современной культуры «Гараж» (тогда еще не музей) заказал знаменитому архитектору Рему Колхасу реконструкцию кафе. В результате в 2015 году здание получило новую жизнь, став музеем. При реконструкции была бережно сохранена мозаика «Осень» у лестницы.
Институт Физкультуры. Сиреневый бульвар 4. Автор - К.А. Тутеволь, 1972
Клавдия Александровна Тутеволь — ученица Александра Дейнеки. В советское время была известным художником-мозаичистом, единственная женщина — профессор монументального искусства в МГХИ им. Сурикова. Художница стремилась воплотить в образах бегущих юношей и девушек символ вечного стремления человечества к прогрессу. Красивые фигуры бегунов полны силы, напряжения, радостной взволнованности.
Эта публикация была подготовлена и опубликована на нашем сайте в марте 2021 г. В этой статье мы привели 10 советских мозаик, их адреса и краткую историю. Вторую часть (другие 10 мозаик) смотрите в нашей новой публикации завтра. Если публикация была вам интересна, нажмите пожалуйста на палец вверх или напишите в комментариях, какие места вам были незнакомы