Прошло почти полтора месяца с потери флагмана Черноморского флота России – гвардейского ракетного крейсера «Москва». Пыль осела, новость перестала быть «хайповой», однако определенные вопросы остались – например, насколько серьезным ударом была потеря крейсера для флота РФ? Мнения рознятся от «все пропало мощь флота поделена на 0» до «устаревший корабль который все равно планировали списать, да и вообще корабли такого класса уже не нужны». Что ж, давайте кратко рассмотрим положение ВМФ РФ с целью ответить на 2 вопроса: насколько серьезным является потеря крейсера для флота и каковы перспективы по его замене в частности, флота РФ в целом.
С целью экономии вашего времени в рамках статьи я не буду подробно расписывать характеристики кораблей, останавливаясь лишь на ключевых аспектах – при желании полные ТТХ можно легко найти в открытом доступе. Итак, приступим.
«Москва» являлась достаточно крупным кораблем проекта 1164 с гордым наименованием «Атлант». Сторонники того, что корабль устарел и нес не так уж много вооружения отчасти правы – в наши дни РФ строит не мало небольших фрегатов и корветов, которые при сильно меньшем размере не сильно уступают в огневой мощи, а порой и превосходят. Судите сами – главным оружием старого крейсера были 16 ракет при полном водоизмещении корабля в 11490 тонн (для однообразия водоизмещение во всей статье буду приводить полное. Что касается ракет – модули на современных кораблях универсальные, так что как «калибры», так и прочие ракеты можно ставить на самые разные корабли, отличается лишь их количество), а то время как черноморский фрегат проекта 11356Р «Адмирал Макаров» несет 8 при водоизмещении в 4035. Еще важнее то, что по цене разрыв еще сильнее – на вскидку на деньги от постройки (и обслуживания, поговорку – хочешь разорить страну, подари ей крейсер – придумали не просто так) одного крейсера можно было бы построить 5-6 фрегатов. Более крупные современные фрегаты проекта 22350 несут те же 16 ракет при водоизмещение 5400 тонн – а более новая недавно заложенная линия уже по 32 ракеты. Грубо говоря – фрегат в 2 раза меньше, а ракет несет в 2 раза больше. А ведь есть еще так называемые «корветы убийцы Путина», маленькие корабли с водоизмещением 800-900 тонн, но несущие все те же 8 универсальных ракет.
Казалось бы – выбор очевиден, будущее за москитным флотом фрегатов/корветов-убийц, вооруженных современным гиперзвуковыми ракетами, однако не все так просто. Дьявол, он в деталях. Помимо вооружения – а оно на «Москве» устарело и его явно было мало для корабля таких габаритов - крейсер выполнял роль флагмана. Большой размер позволяет разместить ряд жизненно важный для эскадры вещей – это и радар, по которому можно отслеживать противника и летящие во флот ракеты, это и автоматизированные системы управления флотом, и ПВО, способное прикрывать эскадру и перехватывать враждебные цели на большой дистанции, это противолодочные и прочие системы, столь полезные для выживания эскадры. В конце концов – это самый защищенный корабль, который дольше всех сможет выдержать вражеский огонь и на котором размещается командующий эскадры. К тому же крупные корабли обладают высокой автономностью – они могут долгое время находиться в море, что в первую очередь важно при проецировании морской мощи державы в дали от родных берегов. Учитывая ту роль, которую для себя видит Российское государство, такие корабли ей жизненно необходимы, а в каждом флоте нужен минимум 1 крупный корабль на роль флагмана для обороны территориальных вод и несколько, если понадобится формировать эскадру для дальнего похода.
С потерей «Москвы» самыми крупными боевыми кораблями на Черном море становятся вышеуказанные фрегаты проекта 11356Р (за исключением десантных кораблей, но они на роль флагманов мягко говоря не подходят). Если с огневой мощью у фрегатов все хорошо, то вот с вышеуказанными функциями флагмана они справляются весьма посредственно. Черноморский флот представлял собой флагман, вокруг которого вращались все остальные корабли – эскадра фрегатов, подводных лодок и бригады малых ракетных кораблей. Потеряв единственный крупный корабль заменить его попросту нечем, что ставит Черноморский флот в весьма неудобное положение, которое условно можно компенсировать самолетами ДРЛО и тем, что Турция закрыла проливы, так что ни союзных ни враждебных кораблей «со стороны» в Черном море до окончания конфликта не предвидится. Тем не менее, раньше или позднее проливы откроются и перед Российской Федерацией встанет вопрос о необходимости поиска замены потерянному крейсеру. На мой взгляд вариантов всего 3 (+1 бонусный).
1. Флот будущего.
Самый амбициозный и сложно реализуемый вариант – построить на замену современный мощный корабль, что заставит на долгие годы вперед трепетать врагов России. Благо, проекты этих кораблей имеются, на изображении выше можно наблюдать макет атомного эсминца проекта 23560 «Лидер». Название в данном случае говорящее – огромный корабль водоизмещением от 17 до 19 тысяч тонн условно классифицируется как «эсминец», по факту – атомный крейсер. Должен нести 64 ракеты и массу прочих систем и вооружений, с неограниченным запасом хода, беспрецедентно мощным ПВО, способным перехватывать даже баллистические ракеты и т.п. и т.д. В общем, в случае реализации – без преувеличения – это будет самый совершенный и мощный боевой корабль в мире. По его роли он больше подходит на замену гигантским крейсерам проекта 1144 «Орлан» (о них ниже).
Теперь о грустном – вариант это дорогой, к тому же сложно реализуемый. Самым крупным построенным после развала СССР российским надводным боевым кораблем были фрегаты 22350 – а они раза в 3 меньше вышеуказанного гиганта. В Крыму заложены 40-ка тысячные вертолетоносцы (те что на замену Мистралям, о них тоже ниже), но на воду их планируется спустить только в 26-27 годах, насколько быстро и успешно будет идти строительство вопрос пока открытый.
Работая в сфере создания вооружений и техники могу сказать – даже если «Лидерам» дадут зеленый свет, раньше, чем через 15 лет, во флоте мы их вряд ли увидим – и это еще очень и очень оптимистичный сценарий.
Чуть более реалистичным является фрегат проекта 22350М – головной корабль планируется к закладке в 2024 году. Достаточно амбициозный и, в целом, реализуемый проект – некий идеальный корабль для российского флота. Дальнейшее развитие уже построенных/строящихся фрегатов 22350 – увеличенный размер (8000 тонн), мощное вооружение – внушительный список возглавляет 48 ракет основного калибра. В случае закладки в 2024 году в 2030ых мы эти корабли вполне себе можем увидеть в рядах флота, однако лет десять Черноморский флот будет существовать без флагмана – что, разумеется, едва ли приемлемо, что ведет нас к более быстрореализуемым вариантам.
2. Титаны прошлого.
В мире существуют уникальные корабли, являющиеся самыми мощными боевыми надводными кораблями, уступающие по размерам только авианосцам и вертолетоносцам. Речь идет о тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Орлан», являющихся иконой военно-морской мощи России, в западных источниках называемые «Battlecruiser», подчеркивая габариты и мощь. Имея водоизмещение 25 860 тонн, эти корабли несут массу разнообразного вооружения и оборудования. В строю Россия располагает только одним таким кораблем – крейсером «Петр Великий», однако уже в 2023 году ожидается возвращение в состав флота еще одного «Орлана» - прошедшего глубокую модернизацию «Адмирала Нахимова», который заберет корону самого тяжеловооруженного корабля – только главного калибра там должно быть 80 ракет, мощное дальнобойное ПВО и ряд другого вооружения.
Всего было построено четыре «Орлана», два из которых планируется поддерживать в строю, оставшиеся два утилизировать. В связи с потерей «Москвы» логичным шагом было бы возвращение в строй 3-го суперкрейсера – если Нахимов модернизировали +/- 8 лет, то аналогичную модернизацию уже по «накатанной» можно уложить и в 4-5 лет, особенно если уделить этому вопросу должное внимание. Однако зная реалии нашего флота данное решение маловероятно и наиболее реальным выглядит 3-ий вариант.
3. Банально, зато быстро.
Вышеупомянутый «Адмирал Нахимов» планируется к возвращению в 2023 как флагман Тихоокеанского флота, текущим флагманом которого является однотипный «Москве» гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Думаю, ход мысли напрашивается сам собой – «Нахимов» возглавит флот Тихоокеанский, а «Варяг» перегонят в Черное море, где он и заменит собой «Москву». Вариант наиболее вероятный т.к. альтернатив у России найти что-то иное в столь короткий срок попросту нет.
4. Бонусный.
Как упоминалось выше, в Крыму строится 2 весьма крупных и современных корабля – универсальных десантных вертолетоносцев. Данные корабли идеально подходят на роль флагманов т.к. помимо установленных на них РЛС для наблюдения за противником они могут использовать многочисленные вертолеты и беспилотники (да, вертолеты есть даже на очень небольших кораблях, но тут важно количество и разнообразие) – что сильно важно, так как позволяет заглядывать «за горизонт». В западных флотах такие корабли в чести и часто используются в роли флагманов. Из минусов – отсутствие серьезного вооружения и ПВО, как следствие необходимость в мощном эскорте, так что в итоге данный корабль не заменяет потребность в мощном надводном корабле, но дополняет возможности флота.
Вердикт.
В заключение хотелось бы высказаться о российском флоте в целом. В принципе, перспективы не так уж плохи. После развала СССР Российской флот сильно пострадал и растерял возможности быть грозной силой, способной проецировать мощь в любом конце планеты. Говоря о надводных кораблях – в наши дни Россия имеет только 1 полноценный АУГ в Северном флоте, обветшалую, но все же серьезную эскадру в Тихоокеанском флоте, которую разбавляет небольшое количество современных корветов + в скором времени ожидает пополнение мощным флагманом.
Балтийский и Черноморские флота имеют небольшое количество современных кораблей + некоторое количество ракетных катеров, что в купе с подводным флотом и авиацией/береговыми ракетными комплексами более чем достаточно для обороны родных берегов, но исключает какие-то серьезные операции в дали от дома.
Также имеет место быть небольшая флотилия в Каспийском море – интерес она вызывает в том, что современные малые ракетные корабли, несмотря на «смешное» водоизмещение в 800-900 тонн несут по 8 ракет, что делает их весьма серьезной угрозой – а малый размер позволяет передислоцировать их по рекам в помощь другим флотам.
Как вы можете наблюдать на изображении выше – Россия смогла частично решить одно из своих давних проклятий – необходимость делить флот по разным морским театрам. Современные технологии позволяют маленькому ракетному кораблю гиперзвуковыми ракетами уничтожить любой боевой корабль в мире – даже ракетный крейсер или авианосец. Корабли эти активно строятся и уже служат в российских флотах, а в ближайшие годы их уже будут десятки.
Оценивая существующие темпы строительства/модернизации российского флота можно считать, что к 2030 планируется располагать 2-3 достаточно мощными эскадрами из новых/сильно модернизированных старых кораблей, способных отстаивать российские интересы в дали от родных берегов, и достаточно большое число небольших ракетных кораблей, способных самостоятельно эти самые берега защищать.
Учитывая, что у России нет цели контролировать весь мировой океан – для эпизодических задач – например в случае конфликта, аналогичного сирийскому, либо для охраны строительства никарагуанского канала – данных сил должно хватить.
Благодарю за прочтение, если понравилась статья – буду признателен, если подпишитесь на канал чтобы получать уведомления о новых материалах, либо просто что бы поддержать канал.