Здравствуйте. Недавно я завершил постройку самоходки ИСУ-152 и на этом канале хотел бы поделиться мыслями, впечатлениями и парой слов о постройке и самом прототипе.
Я живу в Ульяновске и у нас в городе есть парк "Победа", в котором имеется небольшая экспозиция техники времён ВОВ. Сколько себя помню, эта площадка всегда была представлена одними и теми же экспонатами, которые время от времени перекрашивались в различные оттенки зелёного, но учитывая, что место, где они установлены, общественное, состояние техники всегда оставляло желать лучшего: облезлые машины, в стволы которых "заряжены" пивные банки, бутылки, внутри всё ещё страшнее, а у миномёта и зенитки и вовсе скручено и отломано всё, что только возможно. Грустно смотреть на технику в таком состоянии, а ещё грустнее осознавать такое отношение, да и состояние в целом. И вот как-то однажды гуляя в парке, меня посетила мысль построить модель одного такого экземпляра, чтобы привлечь внимание к состоянию, можно сказать, живой истории в наших парках, на постаментах и даже музеях.
Выбор прототипа
Мой выбор пал на ИСУ-152, это такая здоровая махина, с крупным калибром, выглядит весьма интересно. На фоне остальных машин, стоящих в парке, эта зацепила меня больше. И поскольку мысли о постройке посетили меня в зимний период, когда кругом тонны снега, мне нужно было совершить несколько походов в парк, чтобы отснять всё в деталях. По началу, это был общий вид, без деталей, постепенно снег сходил и я мог добраться до крышки двигателя и люков на крыше. На фото выше отображено +- текущее состояние установки, правда, с тех пор я знаю, что под неё и другие машины хотели сделать небольшие постаменты и ещё нарисовали перед 9 мая букву Z на бортах.
Выбор модели
Итак, прототип есть, осталось выбрать модель. ИСУ-152 производят несколько производителей, среди которых определённо точно есть Тамия, Дрэгон, Трампитер и Звезда. Поскольку, реальный прототип лишён многих деталей экстерьера, нужно было выбрать что попроще и поэтому выбор пал на Звезду.
Модель от Звезды сама по себе очень старая и я хорошо помню бокс-арт на белом фоне, c бессменным бортовым номером 7. Конечно, многого от набора 1995 года ожидать не приходилась, фирма-изготовитель не дошла до ремастера, однако - какой просто для рукоделия. И, конечно же, тут было очень сложно обойтись без дополнений: металлического ствола (Magic models), пары наборов фототравления (Микродизайн и Eduard) и наборных траков (самый доступный вариант был в виде отдельных траков от тамиевской модели). За всем этим добром пришлось ещё поохотиться. Например, траки нашёл "по объявлению" у чувака из Питера, баки попались в Казани, ну и спасибо интернет-магазинам за всё остальное, включая краски, расходники и инструменты. Конечно, можно было бы обойтись и без части допов, но хотелось, чтобы модель получилась достойно.
У самой же модели стоит отметить незначительное количество облоя, нормальное литьё, небольшое количество утяжин и местами плохую стыковку (нижнюю и верхнюю половинки корпуса пришлось переклеивать). Кроме того, инструкция буквально на одном листке, и для начинающего моделиста было бы непросто разобраться, куда клеятся мелкие детали, да и не только мелкие. Тем не менее, я бы мог посоветовать эту модель в качестве первой для начинающих моделистов просто потому, что она недорогая, состоит из небольшого количества деталей и несмотря на инструкцию, собрать её без грубых ошибок всё же можно.
Выбор расходников, красок и прочего
Забегая вперёд, скажу, что если планируете красить модель в несколько цветов, лучше брать краски от одного производителя, так будет лучше. Я по незнанке взял акрил от нескольких производителей, не учтя, что у каждой фирмы свои особенности и впоследствии столкнулся с тем, что сколы было делать сложнее (когда один слой был нанесён акрилом от Миг, второй Тамией, а между ними был слой жидкости для нанесения сколов). Кроме акрила, в работе помогла грунтовка и смывка от Тамии. Пигменты от фирм ZIP и AK. Также, очень помогли инструменты и кисти от фирмы Jas - это вполне доступные по цене и хорошие по качеству штуки. Акрил от Мига и Армы показался мне весьма дружелюбным и податливым, из аэрографа краска ложилась хорошо без разбавителя. Тамию же разбавлял фирменным разбавителем, краска также хорошо ложилась на поверхность модели. Клей использовал супертекучий, всё от той же Тамии. Его огромный плюс в том, что он затекает в стыки деталей и если его применять аккуратно, не оставляет следов. Конечно, цена на него выше простого клея от Звезды, но это того стоит. Отдельная благодарность Putty от Тамии - без этой шпаклёвки было бы сложнее.
Рабочий процесс
Работа над моделью началась с ванны корпуса. Из-за того, что основная деталь была немного изогнута, нужно было держать руками детали вместе, пока не схватится клей. Далее, с помощью тамиевской путти нанёс на детали имитацию сварных швов, чтобы после высыхания обработать их гравером. Кроме этого, на узлах ходовой не хватало болтов, которые я имитировал из округлых продолговатых деталей, подходящих по размеру.
При постройке модели я впервые использовал фототравление. Работать с ним оказалось сложновато, но результат порадовал. К сожалению, фотографий каждого шага я не делал, однако, надеюсь, по имеющимся кадрам у вас сложится картина сборки.
На машине из парка практически отсутствуют сетки в надмоторной части, да и у Звезды они реализованы так, что если хочется достоверного результата, их нужно выпиливать, чтобы на их место поставить фототравление. Кроме этого, нужно было сымитировать и пространство под этими сетками. В этом мне помогли пластиковые ненужные детали от других наборов и листовой пластик (белого цвета). Также, у модели не продумано надгусеничное пространство, его попросту нет и если вы решили сделать люки открытыми, через них можно будет увидеть просвет над гусеницами. Я перестраховался и сделал "полки".
Поручни на корпусе лучше изготовить самостоятельно из проволоки подходящей толщины. Для лучшей фиксации, отверстия под них были высверлены ручной дрелью, поручни посажены на суперклей, а снаружи заделаны шпаклёвкой. Под фототравлённые детали места были зачищены мелкой наждачкой - для лучшей посадки на клей. Из кусков пластика были сделаны недостающие "шпеньки" на корпусе самоходки.
Кроме всего, на нижней лобовой детали корпуса я разместил самодельные крепления под запасные траки (набором крепления не предусмотрены) и сделал имитацию литой брони с помощью всё той же шпаклёвки. На реальных машинах фактура "морды" очень грубая, это заметно даже под многими слоями краски.
Сложнее всего было спаять топливные баки. Листы латуни хоть и гнутся, но весьма упруго, поэтому даже после придания нужной формы с помощью ручки модельного ножа, крепить их суперклеем было бы опрометчиво. Добиться результата помогли гайды на Ютубе и паяльник с плоским жалом. После пайки, на баках остаётся облой, который легко убирается с помощью шкурки или пилки для ногтей.
Процесс покраски был не менее увлекательным, чем вся сборка. Модель нужно было сделать максимально приближённой к прототипу, а это различные потёртости, сколы краски, несколько просвечивающих слоёв прошлой краски и т.п. Сам процесс покраски вполне стандартный: грунт, первый слой, слой жидкости для сколов, второй слой и далее ручная работа по окраске мелких деталей вручную (первичные работы провёл с помощью аэрографа). А вот фигурки, размещённые на стволе орудия, по моей задумке должны были быть чёрно-белыми, олицетворяя духов воинов времён ВОВ. На первый взгляд, может показаться, что красить двумя цветами намного проще, но это только на первый взгляд. На деле оказалось, что работать нужно было со всеми пятидесяти оттенками серого, чтобы фигурки напоминали лица из фронтовой хроники или фотографий тех времён.
Лично я результатом работы остался доволен и, судя по комментариям коллег, задумку удалось передать вполне неплохо. Ознакомиться с результатом работы вы можете на сайте каропка.ру
Приятного просмотра и, спасибо за внимание!