Найти тему

Если король - то Солнце. Ч.1. Восход

Конная статуя Луи XIV в Версале
Конная статуя Луи XIV в Версале

Эти много букв про Луи XIV я написала достаточно давно, если конкретно, в тот момент, пока писала научку про Робеспьера (не спрашивайте, где логика, нет ее у меня). И все не знала, когда и где явить это свету)) И вот сегодня с утра мне моя помощница напомнила, что вообще-то сегодня 7 июня, день, когда в 1654 году, в Реймском соборе короновали моего самого любимого монарха. Про Луи я могу говорить вечно, поэтому поделю историю на три части, он ведь Солнце, а у каждого солнца есть свои Восход, Зенит и Закат.

Так уж сложилось, что вся моя сознательная жизнь посвящена интересу к жизни и деяниям человека, жившего более 300 лет назад во Франции. Не скажу, конечно, что именно персоне Луи XIV я обязана интересом к истории в целом, но вот интересом к Франции, как исторической, так и настоящей, однозначно и всецело.

Луи XIV
Луи XIV

Лет в 12, если не раньше, я прочитала Виконта де Бражелона, Дюма-отца, и меня вшторило. До сих пор никак логически не смогу объяснить, почему именно эта книга вывернула меня наизнанку, я всегда много читала, с самого раннего детства, и всегда была впечатлительной девочкой с богатой фантазией, играя после книг в продолжение прочитанных историй. Но тут было другое. Не буду вдаваться в подробности своего мировоззрения, но именно в тот момент я стала искать в домашней библиотеке любые книги, связанные с историей Франции, а особенно с Луи XIV. Спасибо моей читающей семье, что все те годы, пока у нас не появился интернет, я была занята чтением обоих Дюма, Дрюона, Манн, супругов Голон и далее по списку.

Плюсом этой ситуации стало то, что до того как история Западной Европы началась у нас в школе, я уже имела о ней представление и мне было проще понимать происходящие процессы. Как ни крути, а прочитав ту же Королеву Марго, ты уж точно сможешь рассказать на уроке про Варфоломеевскую ночь, или про то, какой тварью была Екатерина Медичи (в самом хорошем смысле этого слова, очень интересная тетка была). Минусом учения истории по художественной литературе является то, что любой автор субъективен, а большинство авторов еще и врут. Ну, допустим, нужно было Дюма объяснить, почему Ришелье гнобил Анну Австрийскую, он и придумал историю, что всесильный кардинал был влюблен в королеву, а она ему отказала, ну и все, месть отвергнутого мужика. То, что Анна Австрийская лезла куда не надо и пыталась плести политические интриги в пользу родной Испании, автор умалчивает.

Анна Австрийская
Анна Австрийская

По итогу, когда мы начали изучать Луи XIV с исторической точки зрения, я уже была его фанаткой до кончиков ногтей. Не скажу, что исторический образ короля меня разочаровал - нет, скорее, заинтересовал еще больше, потому что реальный человек - это бездонный космос, который не опишет ни один автор.

Итак, про короля. Вообще с самого рождения история Луи говорила о том, что он особенный, и не только потому что он дофин Франции. Его рождения родители ждали 22 года, и,кстати говоря, во многом, благодаря именно усилиям Ришелье, король Луи XIII и Анна Австрийская не развелись после двух десятков лет бездетного брака, а еще и родили двух сыновей, успокоив тем самым принцев крови, впавших в истерию от открывшихся им перспектив по наследию трона.

Ришелье
Ришелье

Впрочем, у принцев могло бы и все сложиться, не будь Ришелье чертовым гением и не приставь он к королеве Анне кардинала Мазарини, умного настолько, что сумел и сам выжить, и королеву с сыновьями сохранить. А на это нужен был талант, потому что после смерти короля Луи XIII, его старшему сыну, Луи XIV не было и пяти лет. В свете всех этих событий принцы крови (а это, считай, вся дворянская тусовка, в которой был хоть миллилитр крови Бурбонов) очень перевозбудились: вспомнили о том, что Луи может и не быть сыном своего отца, ведь королеву вечно подозревали в каких-то непотребствах, хоть с тем же Бэкингемом, вспомнили и о том, что королева - испанка, а значит, с какого вообще ей регентство, что она смыслит в делах Франции. Не добавляло радости и то, что первый министр, Жулио Мазарини, которому Анна Австрийская отдала в руки все государственные дела (и свое сердечко в придачу), был итальянцем. Если кто думает, что французы были когда-то толерантными - ни хрена подобного, они те еще любители чистоты крови.

Жулио Мазарини
Жулио Мазарини

В свете всего этого звездеца, детство короля было максимально ублюдским - он не получил нормального образования, спал на рваных простынях, его одежду штопали, а еды почти никогда не было. Луи с братом Филиппом часто бегали на кухню по ночам, чтобы стащить кусок другой. Думаю, это во многом объясняет последующую любовь короля-Солнце к роскоши в общем, и еде, в частности.

Ко всей этой бедности прибавлялись еще и регулярные унижения, в виде систематического урезания содержания королевской семьи, дошло до того, что Анна Австрийская приказала жечь в камине дворцовую мебель, т.к. дров господа принцы ей не предусмотрели. Иногда короля в нижнем белье вытаскивали на обозрение народу, чтобы показать, что мать-испанка не увезла его в неизвестном направлении, или хуже того не отправила на тот свет. Я уж молчу о постоянном страхе Луи за свою жизнь. Честно сказать, я думаю разговоры о том, что юного короля могут убить сторонники его дяди Гастона Орлеанского (брат покойного короля) или принца Конде (просто крутой чувак) были сильно преувеличены кардиналом Мазарини.

Принц Конде
Принц Конде
Гастон Орлеанский
Гастон Орлеанский

Я не уверена, что реально кто-то посмел бы тронуть короля, он помазанник Божий, а это 17 век, когда все еще достаточно очковали за свою бессмертную душу, а вот что касается Первого министра, то грохнуть Мазарини - это было делом номер один, т.к. каждый второй стремился получить то влияние на юного монарха и его мать, которое имел кардинал. Так что, скорее всего, нагнетая уровень истерики за жизнь сына у королевы, хитропопый итальянец, в том числе и не в последнюю очередь, сохранял и свою жизнь.

Про Фронду можно писать много. Но не в этом тексте точно, потому что Луи XIV выполнял здесь функцию промежуточную. Дворянство видело в короле пешку в руках Мазарини, образ пешки их устраивал, не устраивал шахматист. В итоге все пересрались миллион раз, брали и сдавали Париж по очереди, предавали и меняли сторону, чаще чем трусы, чем окончательно и бесповоротно задолбали парижан. Последние не выдержали и психанули: выгнали из столицы оборзевшего принца Конде, в очередной раз возомнившего себя боженькой, и позвали обратно Луи XIV, как раз достигшего в то время совершеннолетия. Вместе с ним вернулся в город и Мазарини, все-таки переигравший французских дворян в борьбе за власть.

К Мазарини можно относиться по-разному, но при всей его неоднозначности, скажу одно, власть королю он сохранил, толковых людей в государственное управление привел (тот же Кольбер), людей искусства не обижал, наворовал, конечно, но знал, где нужно остановиться. К примеру, в тот момент, когда страстно влюбленный в его племянницу Луи заявил, что женится только на ней, Мазарини быстро дал влюбленным по шапке и женил короля на испанской инфанте. Хотя, соблазн породниться с Бурбонами для итальянца несомненно был велик.

Мария Манчини, племянница Мазарини
Мария Манчини, племянница Мазарини

Но “любовь - любовью, а политика - политикой”. 😊

До смерти кардинала, король себя в политике и государственных делах проявлял никак. А поэтому, когда на своем первом после смерти Мазарини заседании Государственного Совета монарх зарядил министрам знаменитое: “Господа, вы думаете, государство это вы? Нет. Государство - это я.” - все охренели. И наверное, вот с этого “охренели” и начинается великий король, чья воля была выше закона и чей образ стал символом абсолютной монархии во Франции, да и не только.

Но об этом уже в другой раз.