Найти тему
Игра в Классики

Рвётся к победе Всадник из меди

Оглавление

Время белых ночей, в Питере - это время романтики и ночных прогулок. Это такое скоротечное время тепла и осмотра достопримечательностей.
Одна из таких - "Медный Всадник", воспетый в песнях и стихах.

Он окутан легендами и разными поверьями. Для Петербурга - это не просто памятник, изображающий Петра I, это один из символов, который стал неотъемлемой частью Питерского подсознания.
Вот такой вот пафос :)

Давайте вспомним историю его создания:
А началась она в сентябре
1766 года, когда некий скульптор Этьен Морис Фальконе подписал контракт на создание памятника Петру I, который задумала установить Екатерина II Великая.

Большинство знати того времени, включая и Императрицу, желали видеть Петра со скипетром и Державой в руках, но Фальконе отказался от этой идеи и ни за что не дал себя уговорить изменить своё решение. Он был настроен установить памятник состоящий "главным образом из конной статуи колоссальных размеров". И как показало время - это было правильное и нестандартное решение на долгие годы вперёд.

Фальконе времён пребывания в Петербурге. Работа его ученицы.
Фальконе времён пребывания в Петербурге. Работа его ученицы.

Во время создания набросков, скульптору позировали гвардейские офицеры, ставившие коней на дыбы, по нескольку часов в день. А голову Петра на самом деле изобразила ученица (ну или какие там у них были отношения) Фальконе Мари-Анн Колло, потому что рисунки самого скульптора были напрочь отвергнуты Екатериной. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, императрица назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Мари Анн Колло - талантливая француженка, ученица скульптора Этьена Мориса Фальконе
Мари Анн Колло - талантливая француженка, ученица скульптора Этьена Мориса Фальконе

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.

Подготовка только гипсовой модели памятника заняла несколько лет, после чего она была выставлена на обозрение горожан и вызвала противоречивые отклики граждан. И пусть Екатерина отнеслась к модели памятника прохладно, монумент всё-таки решили делать в таком виде.

Потом очень долго искали литейщика, который взялся бы за работу, так как все иностранные мастера отказывались отливать статую из-за того, что передняя часть должна быть очень тонкой, не более сантиметра в толщину, а задняя часть должна быть очень мощной, чтобы быть опорой для памятника и центром тяжести. Да и отечественные боялись выполнять такое задание.

-4

Наконец, нашёлся смельчак и лишь в конце августа 1775 года началась заливка из бронзы, которой было заготовлено аж 1350 пудов (21 600 кг примерно) Там ещё целая история была с отливкой с пожаром и паникой, а так же с дефектами, которые пришлось исправлять.

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра. Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.

Перевозка монолита для "Медного Всадника"
Перевозка монолита для "Медного Всадника"

А для транспортировки прорубили огромную просеку и изобрели целые системы лебёдок и тросов. В народе этот монолит получил название "Гром-камень"

В 1778 году скульптор в пух и прах разругался с Екатериной и всем Питерским бомондом и уехал со своей молодой ученицей в Париж, дальше отливать фигурки из фарфора, расстроенный и злой. И памятник устанавливали и открывали уже без него.

Памятник открыли лишь в 1782 году. Торжественно и с помпой!

Гравюра открытия памятника (видимо, художественный вымысел)
Гравюра открытия памятника (видимо, художественный вымысел)

И уже после этого, с подачи Александра Сергеевича Пушкина, за памятником закрепилось название "Медный Всадник", назвавшего так свою поэму.

Теперь парочка легенд:

- Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек на коне, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, спешился и пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

- Во время войны 1812 года, когда угроза наполеоновского вторжения была реальна, Александр I принял решение перевезти памятник Петру в Вологду. Некоему капитану Батурину приснился странный сон: будто Медный всадник съезжает с постамента и скачет к Каменному острову, где находился в то время император Александр I. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Затем всадник, оглашая город "тяжело звонким скаканьем", возвратился на Сенатскую площадь. Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась в Петербурге.
Как известно, сапог наполеоновского солдата, как и фашистского не коснулся питерских мостовых.

Так что, Юрий Юлианович, нельзя Петру в увольнение, никак нельзя.

И очень хочется сказать СПАСИБО всем, кто принимал участие в создании этого шедевра и одного из знаковых мест Петербурга, а так же Александру Васильеву за его прекрасную песню "Всадник", которую вы могли услышать в начале статьи. Собственно она и навела меня на мысль об этом.

А так же спасибо всем кто дочитал, дослушал, подписался и нажал на пальчик вверх.

#рок-музыка #русский рок #памятник #архитектура петербурга #легенды #история #россия #петербург #шедевры #белые ночи