Время белых ночей, в Питере - это время романтики и ночных прогулок. Это такое скоротечное время тепла и осмотра достопримечательностей.
Одна из таких - "Медный Всадник", воспетый в песнях и стихах.
Он окутан легендами и разными поверьями. Для Петербурга - это не просто памятник, изображающий Петра I, это один из символов, который стал неотъемлемой частью Питерского подсознания.
Вот такой вот пафос :)
Давайте вспомним историю его создания:
А началась она в сентябре 1766 года, когда некий скульптор Этьен Морис Фальконе подписал контракт на создание памятника Петру I, который задумала установить Екатерина II Великая.
Большинство знати того времени, включая и Императрицу, желали видеть Петра со скипетром и Державой в руках, но Фальконе отказался от этой идеи и ни за что не дал себя уговорить изменить своё решение. Он был настроен установить памятник состоящий "главным образом из конной статуи колоссальных размеров". И как показало время - это было правильное и нестандартное решение на долгие годы вперёд.
Во время создания набросков, скульптору позировали гвардейские офицеры, ставившие коней на дыбы, по нескольку часов в день. А голову Петра на самом деле изобразила ученица (ну или какие там у них были отношения) Фальконе Мари-Анн Колло, потому что рисунки самого скульптора были напрочь отвергнуты Екатериной. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, императрица назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.
Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.
Подготовка только гипсовой модели памятника заняла несколько лет, после чего она была выставлена на обозрение горожан и вызвала противоречивые отклики граждан. И пусть Екатерина отнеслась к модели памятника прохладно, монумент всё-таки решили делать в таком виде.
Потом очень долго искали литейщика, который взялся бы за работу, так как все иностранные мастера отказывались отливать статую из-за того, что передняя часть должна быть очень тонкой, не более сантиметра в толщину, а задняя часть должна быть очень мощной, чтобы быть опорой для памятника и центром тяжести. Да и отечественные боялись выполнять такое задание.
Наконец, нашёлся смельчак и лишь в конце августа 1775 года началась заливка из бронзы, которой было заготовлено аж 1350 пудов (21 600 кг примерно) Там ещё целая история была с отливкой с пожаром и паникой, а так же с дефектами, которые пришлось исправлять.
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра. Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.
А для транспортировки прорубили огромную просеку и изобрели целые системы лебёдок и тросов. В народе этот монолит получил название "Гром-камень"
В 1778 году скульптор в пух и прах разругался с Екатериной и всем Питерским бомондом и уехал со своей молодой ученицей в Париж, дальше отливать фигурки из фарфора, расстроенный и злой. И памятник устанавливали и открывали уже без него.
Памятник открыли лишь в 1782 году. Торжественно и с помпой!
И уже после этого, с подачи Александра Сергеевича Пушкина, за памятником закрепилось название "Медный Всадник", назвавшего так свою поэму.
Теперь парочка легенд:
- Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек на коне, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, спешился и пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.
- Во время войны 1812 года, когда угроза наполеоновского вторжения была реальна, Александр I принял решение перевезти памятник Петру в Вологду. Некоему капитану Батурину приснился странный сон: будто Медный всадник съезжает с постамента и скачет к Каменному острову, где находился в то время император Александр I. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Затем всадник, оглашая город "тяжело звонким скаканьем", возвратился на Сенатскую площадь. Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась в Петербурге.
Как известно, сапог наполеоновского солдата, как и фашистского не коснулся питерских мостовых.
Так что, Юрий Юлианович, нельзя Петру в увольнение, никак нельзя.
И очень хочется сказать СПАСИБО всем, кто принимал участие в создании этого шедевра и одного из знаковых мест Петербурга, а так же Александру Васильеву за его прекрасную песню "Всадник", которую вы могли услышать в начале статьи. Собственно она и навела меня на мысль об этом.
А так же спасибо всем кто дочитал, дослушал, подписался и нажал на пальчик вверх.
#рок-музыка #русский рок #памятник #архитектура петербурга #легенды #история #россия #петербург #шедевры #белые ночи