Два года назад к нам обратилась многодетная семья, в которой росли пятеро детей. Проблема была у старшей дочери: трудно давалась учеба, а инвалидность и конкретный диагноз не устанавливали. Разного рода специалисты меняли ЗПР (задержка психического развития) на ОНР (общее недоразвитие речи), а потом даже на ЗПРР (задержка психо-речевого развития). Школе было на это все искренне наплевать: неудобный ребенок, неудобные родители, которые вместо того, чтобы держать свою недалекую дочку на домашнем обучении, пихают ее в школу, а ОГЭ она не сдаст. Что уж там про ЕГЭ говорить.
К сожалению, со стороны педагогов постепенно нарастало пренебрежение к угрюмой девочке с плохой памятью и рассеянным вниманием. И такое отношение молниеносно передавалось одноклассникам. Из нее сделали тихого, забитого и забытого изгоя.
Постоянное унижение со стороны педагогов, вечное давление на родителей, сравнение девочки с ее младшими сестрами: «Вот посмотри, как твоя сестра Маша учится, а ты?» Все это никак не помогало ей учиться, социализироваться, никак не улучшало ее жизнь.
В конце концов, промучившись очередной год, родители обратились к нам. Чтобы помочь, нужно понимать, а чтобы понять, нужно услышать. Услышать родителей было просто. Они были открыты, и очень заинтересованы в поиске выхода из ситуации. А вот услышать ребенка, которого забивали в угол несколько лет подряд, методично, коллективно, профессионально, нужно время. Мы договорились, что девочка будет ездить к нам в течение лета как волонтер. Мы найдем для нее работу по силам и возрасту.
Шаг за шагом девочку научили самостоятельно ездить на общественном транспорте, отзваниваться вовремя родителям, и донесли, почему это важно, что это — спокойствие не только родителей, но и ее собственное. Мы увидели не только все эти ОНР, ЗПР, но и все их проявления.
Мы советовались, консультировались, думали про ПМПК. Приходили даже крамольные мысли: пойти и упросить ПМПК немного приукрасить ситуацию до инвалидности. Но это для нас неприемлемо, мы, наоборот, всегда стараемся уйти от инвалидности и ни разу не давали ни одной взятки и не действовали через своих, через знакомых, через блат.
Родители рассказали, что проблемы, скорее всего, вызваны врожденной кистой в височной области головного мозга. А киста была такая хитрая: недостаточно велика, чтобы получить из-за нее инвалидность, но достаточно велика, чтобы капитально портить ребенку жизнь.
В итоге мы всю голову сломали. Перебрали все варианты от ненавистного домашнего обучения, до Вальдорфской школы. И придумали.
Во-первых, мы уговорили родителей: бояться того, что дочка останется без школьного образования, не стоит. Есть много отличных профессий, которые можно освоить, пройдя качественные курсы. Самое важное, чтобы их дочь была счастлива, а будет ли она как Гепатия или Софья Ковалевская или станет маникюршей с отличным чувством вкуса, это, по-хорошему, не так уж и важно. Ведь девочка может развиваться и вне системы, особенно при таких любящих и хорошо образованных родителях.
В итоге мы договорились что первого сентября девочка идет в школу, родители говорят с классным руководителем и директором, доносят до них свое отношение к ситуации, свое мнение, и просят приложить все усилия, чтобы ситуация изменилась. А дальше, если родители видят, что ничего не меняется в течение двух месяцев, дочь уходит в колледж. Прямо посредине года.
Да, так можно, если вы захотите и заморочитесь, вникните во все положения, постановления, нормативы. Мы глаза сломали, читая все это, но выжили.
В конце октября девочка начала учится в колледже на отделении флористики. Ездить на метро в колледж, а не бегать в соседнюю школу, она была уже готова. В колледже несколько иной подход к обучению, и ей он подошел.
Спустя год я встретила ее маму, она была очень довольна:
— Вы знаете, больше всего мы с мужем боялись, что дочку некому будет водить за руку, когда нас не станет. А сейчас мы за нее не боимся, понимаете? Она нашла друзей, она сама записалась в танцевальный кружок, в певческую школу, она ездит во все волонтерские поездки с группой, она нашла себе практику в храме, помогает там флористу украшать все к праздникам.
И самое главное — она все делает сама. Мы с мужем за это время были в колледже три раза: первый раз, когда вы посоветовали съездить на день открытых дверей, второй раз отвезли документы, третий раз съездили на концерт. Все! Понимаете, она наконец живет, учится, дружит, очаровывается и разочаровывается сама!