Найти в Дзене
Краевед Валя

Как мне Пушкин помог в жизни…

Памятник Пушкину в  поселении  Каменка-Бугская, Украина, 1949 год. Сохранился ли?
Памятник Пушкину в поселении Каменка-Бугская, Украина, 1949 год. Сохранился ли?

У нас была очень хорошая бабушка Таня. Скажут – у всех бабушки хорошие, но у нас была необычная бабушка. Она с семи лет жила в чужой семье нянькой. В городе Гусь-Хрустальный, в семье мастера-стеклодела. Хозяйка много книг читала своим детям, и Танюша запоминала их наизусть. Грамоте её никто не учил. А память была отменная. Очень много стихов, песен она выучила. А когда вернулась в свою деревню, то почти сразу ушла на строительство железной дороги, Казанки. Там на строительстве и познакомилась со своим мужем – Яковом Кузьмичом Тряпкиным. Яков Кузьмич был из более зажиточной семьи, его отец был церковным старостой и в сельской общине тоже на ведущих ролях. Видимо, на стройке дороги неплохо платили, раз туда отправили молодежь. Молодые очень быстро сговорились, и дело быстро шло к свадьбе. Но священник категорически был против венчания, так в записях метрических книг оказалось, что они родственники. Тогда молодые поехали за разрешением к Владимирскому архиерею. Архиереем в то время был Николай (Налимов) (23 июня 1906 - 13 июля 1914), он по - доброму отнесся к просьбе молодых о венчании, только спросил: «Вы действительно любите друг друга?» И дал им разрешение на брак. Бабушка всегда с гордостью говорила: «Меня муж никогда ни единым плохим словом не назвал, только уж если сильно осерчает, скажет «Ну, ноздри широкие!». Только радовались они своему счастью недолго, хоть Бог давал сыновей (а это дополнительные наделы земли!), началась I мировая война. До войны Татьяна родила Александра(1911г.) и Павла(1913г.). В 1916 году родился мой отец – Василий. Якова Кузьмича забирали на фронт, в каком году – не знаю. Но его больного комиссовали домой, заболел тифом. Бабушка его выходила и заболела сама, теперь была очередь мужа носить её на свежий воздух на руках. Болезнь к ней возвращалась два раза. «Валецка, голова как коленка была, ресницы и те выпадали…» Но болезнь только укрепила их отношения, хотя за это время они потеряли троих мальчиков, те умерли младенцами. В 1920 году Яков стал основным наследником отца. В 1922 году родился еще один сын – Иван. Потом была коллективизация, раскулачивание (трижды всё выносили из дома, оставалось только то, на себя надел). И голод был, может не такой страшный, как на Украине, но тоже люди пухли с голода и ездили менять вещи на хлеб в более хлебородные области. Бабушка рассказывала, как она ездила в город Сарапул. Мне казалось, что бабуля сказки рассказывает, уж больно необычное название. Нет, есть такой город, он расположен на правом (высоком) берегу Камы, в юго-восточной части Удмуртии, в 62 км от Ижевска и в 1143 км от Москвы. Как она могла привезти оттуда два мешка муки? У меня в голове не укладывается…. К этому времени её муж, наверное, уже умер. У него была скоротечная пневмония, три дня и нет человека. А свекор был уже стар, вот и пришлось ей решать вопрос с обеспечением семьи. Если бы не раскулачивали, своего бы хлеба хватило.

Вот такую книгу читала не один раз...
Вот такую книгу читала не один раз...

А где же Пушкин? А когда мы, внуки, пошли друг за другом, тут и Пушкин пришел на помощь. Больше, конечно, бабуля любила народные песни, церковные молитвы, но стихов знала очень много, поэтому мы до школы выучивали почти все стихи, которые в программе начальной школы были. Моё любимое - «У Лукоморья дуб зеленый…», как своим внукам читать начинаю, быстро засыпают…

Но Пушкиным еще связаны у меня два триумфальных момента. Возможно, именно они и помогли мне преодолеть то, что психологи называют комплексами. Я была очень боязливым ребенком, от громкого голоса могла расплакаться. Боялась читать в слух на уроках, отвечать перед классом. Моей учительнице Нине Николаевне приходилось со мной оставаться после уроков, чтобы проверить знания. Однажды она прослушала заданный стих и сказала, чтобы я завтра его прочитала перед всеми, так как у меня хорошо получается. Это был Пушкин «Узник». Меня удивило, как внимательно все слушали. Класс у нас был большой и шумный, а тут все замерли, и была такая тишина. И вот с тех пор я не стала бояться читать стихи. А потом в старших классах были даже аплодисменты, это когда я читала «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим, души прекрасные порывы!» На что, моя учительница литературы сказала: «Здесь вам не театр, но пять поставлю». И также на бис было чтение письма Татьяны Онегину. Вот так Пушкин меня по жизни вел. Вступительное сочинение в институт «Пушкин как историк» тоже комиссия отметила, как одно из лучших, среди написанных абитуриентами.

Читайте Пушкина, любите Пушкина, и он вам поможет обязательно!