Найти в Дзене
Томик в деревне

Вы правы, коллега, без книг тогда совсем бы туго пришлось

Только я подумала, о чем бы написать следующий пост, как сама судьба подкинула идею в виде первого комментария к моим скромным трудам. Отдельное спасибо Галине Корелиной (первый комментатор – он, как и первая книга, даёт старт процессам).

Галина совершенно верно, на мой взгляд, подметила важные для меня вещи (позволю себе разнести на цитаты):

«Зрительная память, а также и умение грамотно писать, говорить и думать начинается с книг, прочитанных в детстве».
«Читаешь и недоумеваешь, что же хотел сказать человек? Ведь не на лавочке же с соседом недомолвками говорит».

Вы миллион раз правы, коллега. Называю вас и подобных вам думающих людей коллегой, потому что мы с вами вроде как в одном мирке варимся, в одном «деле» участвуем.

Почему меня вся эта тема волнует?

Да потому что я временами чувствую, как перестаю понимать людей. В силу своей работы я немало времени провожу в Сети. Иногда комментарии читать по-настоящему интересно. Столько много полезнятинки выудить, просто класс! Интересно не меньше, чем сам материал (видео или статью). Это же как отдельный объект для посещения. Будто бы сходишь в библиотеку или кино, почерпнешь совет, подсказку, необычную (и ценную) для себя информацию. А то и в квесте поучаствуешь, настолько замысловато пишут иные. Я говорю не о юморе, не о интернетном сленге, который сама не прочь временами поиспользовать, если чувствуется, что оно к месту…

Если я перестану понимать людей, то как же среди них жить?

Несколько лет назад я дико раздражалась «косноязычием» массовой публики в Сети. Мне казалось, что это неправильно – говорить на ломаном русском (особенно если он для тебя родной). Шло время. Я никак не могла повлиять на ситуацию. Зато влиять потихонечку начала она. На меня. Вот тут-то стало конкретно подбешивать ;)

Но ни на кого я не в обиде. У всех свои потребности, способности и представления. И тогда поменялось восприятие: мне уже не так важно, кто как пишет и изъясняется, сколько важно самой удержаться. Может, отчасти потому и пришла идея такой вот канал завести. Поговорить, так сказать, с единомышленниками о наболевшем.

Права вы, Галина, еще и в том, что без дружбы с книгой результат – те самые «недомолвки на скамеечке у бабушки» из уст вполне себе не бабушек скамеечных, а социально активных, энергично общающихся людей. Хочется подчеркнуть, книг-то нынче много, а вот качественных, увы… Берешь в руки, начинаешь листать, и ляп за ляпом. Ошибки не только в «сложном» и спорном, но и простейшие (я не об опечатках). Да притом еще и массово. Обильненько так. Густо. Аж душу наизнанку выворачивает и делается совсем печально…

Грусть не из-за того, что я за кем-то «подглядела». Мне одна знакомая сказала с изумленным глазами: а зачем ты их [ошибки] выискиваешь-то? Я не меньше её изумилась (изумилась, потому что это говорил человек из сферы СМИ и культпросвета, в том числе имел прямое отношение к печатным источникам и образованию детей) и с трудом нашла объяснение: дык, ёлы-палы, ээээ, мммм, это ж не я их ищу, это они меня находят.

В общем, пока еще не всё потеряно. Раз «они сами находят» – значит, держимся пока на иммунитете. А чтоб не растерять его, продолжаем читать книги хорошего качества. По крайней мере сейчас [Нужна ли тут запятая и где проверить? Осторожно с источниками!] я говорю о качестве в смысле книгоиздательской ответственности. Помните, в советских книгах можно было встретить где-нибудь в конце такую маленькую бумажечку – вкладыш – с пояснениями: мол, так и так, в предыдущем издании данной книги на странице такой-то была допущена ошибка такая-то, строка такая-то, примите, дескать, извиненьице… Ну не высший ли пилотаж, друзья!?

И да, уважаемая Галина, я еще вот в чем с вами согласна. Цитирую:

«При переезде пришлось расстаться со многими. Раздавала, продавала и, скрепя сердце (и скрипя сердцем), сдавала на макулатуру... А куда деваться было? Жалею о многих».

Были времена и у нашей семьи, да у всех живших тогда – лихие девяностые. Страшно, когда периодами отсутствовали зарплаты, кто помнит. Реально наличность исчезала. Тогда продавали мы книги из своих запасов. Мама тоже, как и вы, «скрипела сердцем», расставаясь с некоторыми экземплярами. Опять же, радует, что и тогда они тоже кому-то были нужны. С одной стороны продавалось – с другой покупалось. Значит, понимали ценность. Ведь платили! И не скажу, что прям гроши. Нормальные какие-то деньги, точно озвучить затрудняюсь, но сколько-то времени на эту выручку жилось. Банально – покупалась еда «в голодный год» и так далее, мы выживали.

Из того, что лично мне запомнилось, с чем было жаль расставаться – огромный томище весом под несколько кэгэ, «Большой Энциклопедический Словарь».

Тот самый БЭС выглядел примерно так. Странно, но я почему-то не помню его цвет. По-моему, всё-таки зеленый, как справа (фото: коллаж из открытых источников)
Тот самый БЭС выглядел примерно так. Странно, но я почему-то не помню его цвет. По-моему, всё-таки зеленый, как справа (фото: коллаж из открытых источников)

Ух, как же мы, дети, в его складочках любили копошиться! Что ни страница, то открытие. На любой открывай, не промахнешься. Еще какие-то многотомники (Артур Конан Дойла точно среди них помню, 6 или 8 книжечек). И совсем жалко было расставаться с 4-томным учебником французского. Сейчас его ищу, пока не нашла. Голубого цвета обложка глянцевая, мягкая. Авось где и встретится. Шибко хорош был, наверняка переиздают. Вот только автора не помню.

Кстати. Отступление. Вот сейчас пишу, а мне Word «любезно подсказывает»: лепи запятую после «авось» и не умничай. Ан нет. Чё-то тут не то… Держимся. Не поддаёмся! Уточняем.

Если программа исправляет, не факт, что права она, а не вы (фото автора)
Если программа исправляет, не факт, что права она, а не вы (фото автора)

Правильно – без запятой. Ура, мы победили! А если серьезно, то снова грустно. Потому что ведь кто-то же так машину настроил! Кто-то же неправильный вариант туда запрограммировал… Впрочем, радует вот что. Хоть кто-то при написании задумается. Не поспешит подчиниться лукавсту неведомых нам программистов, а таки прояснит ситуацию и выстоит. :)

…Возвращаюсь к разговору о 90-х. Забавно, что на фоне тех тревожных событий мы по-прежнему не расставались с чтивом. Оно удивительным образом помогало абстрагироваться от происходящей социально-экономической заварухи по развалу прежнего уклада в стране. Психологически мы держали удар, а куда деваться. И помощь в этой устойчивости во многом оказывали книги. Бывало, завернешься в пледик, подсветку соорудишь и углубишься в приключения. Круче, чем на экране в кино: буква за буквой, мысленно рисуется картинка, ты как наяву слышишь голоса персонажей, ловишь их переживания. Мы ведь не просто читали. Мы обсуждали! Сюжеты, героев; моделировали – а как бы оно дальше развернулось, если бы вот тот вот эдак бы, а вон те вон эдак. Точно могу сказать, что на фоне тех трудностей без книг совсем бы тяжко жилось.

И еще книга лучше фильма тем, что можно захлопнуть (компов тогда еще не было), а потом когда хочешь открыть снова. Вернуться, перечитать. Героям плюсиков с дифирамбами, злодеям – пенделей корпоративно с автором. Знаете, а ведь это давало стойкое чувство временности неприятностей. Шло изнутри какое-то ощущение: сейчас важно, что с этими персонажами, а происходящая фоном так называемая перестройка, бандитизм, нестабильность, разруха, крушение привычных идеалов, экономический сквозняк– всё это временное... Особенно если читнёшь про испытания, которые проходят герои, да и успокоишься: выжили они – выживем и мы.

Ну, а насчет дороговизны, Галина, конечно, да. Цены кусаются сейчас. И это тоже в чем-то радостная весть. Уж вы-то явно говорите о качественном (учитывая вашу закваску). Востребовано. Читают. Стало быть, язык живет. Не всё потеряно.