Найти тему
Философ отдыхает

УЧЕНИК

"Ученик" - фильм 2016 г, режиссёр Кирилл Серебренников.

Название фильма можно истолковать двумя способами. Ученик - это и сам Вениамин, главный герой фильма, и его друг Гриша, который стал "единственным и любимым учеником" Вениамина.

В фильме завалены все вертикали: ученики не слушаются учителей, Веня не подчиняется матери и грозит ей судом Божьим, директор школы в подчинении у своей секретарши, да и вообще складывается такое ощущение, что у директора нет своего мнения, потому что она "растеряна и испугана" в каждой нестандартной ситуации, что она и говорит про Веню (а на самом деле про себя), когда тот раздевается догола перед всем классом и проповедует отказ от противозачаточных средств на уроке полового воспитания.

Герои фильма находятся в поиске любви и принятия. Но все отношения, которые можно наблюдать, противоестественны, извращены, перекручены и не могут удовлетворить в этой любви никого.

Вообще, этот фильм "Ученик" - хороший путеводитель по чёрной магии отношений. Тут представлен богатый набор извращенных созависимых отношений, которые могут быть между людьми.

Вениамин живёт с мамой. Его мать - это женщина, которая ненавидит своего бывшего мужа, она разочарована в мужчинах. Всё, что у неё осталось - это её сын, которого она любит удушающей любовью, но это не любовь. Между матерью и сыном эмоциональная созависимость без душевной близости и понимания. Мать говорит Вене о том, какой плохой у него отец, обвиняет сына в наркомании, предполагает, что тот не ходит в бассейн из-за неконтролируемой эрекции. Чтобы уже точно убедить зрителя, что личного пространства и уважения в доме Вени нет, показывается сцена в туалете. Мальчик ходит в туалет при матери, а та смывает за ним.

Веня исполнен гнева, он очень нуждался в нормальной семье и здоровых детско-родительских отношениях. Но вот он уже почти вырос, а вопрос не сдвинулся с мёртвой точки. Мать до сих пор не может понять его и принять. Вот и поднимается в душе подростка озлобление и протест. Он своими провокациями уже не ищет любви и принятия, а жестоко мстит всему миру. Он берёт на вооружение одно из самых мощных средств - "меч духовный", Библию, и начинает рубить им направо и налево, лицемерно оставляя для себя лазейки для того, чтобы оправдывать все свои выбросы ненависти в сторону своих ближних.

Отношения Вени с Гришей представлены характерно для созависимых людей. Как мать строит отношения с сыном выплесками негативных эмоций и взаимными упрёками и оскорблениями, так и Веня привязывает к себе Гришу, оскорбляя и унижая его. 

Веня приглашает Гришу домой на обед, он объясняет матери, что это не друг, а калека. А Бог в Библии повелевает таких калек и нищих кормить и благодетельствовать им.

Когда мальчики заходят в комнату Вени, между ними происходит разговор о вере в Бога. И тогда Веня неожиданно накидывается на Гришу, роняет его на пол, садится сверху и бьёт его. Таким образом, он якорит Гришу, моментально создаёт между ним и собой сильную отрицательную эмоциональную связь. Для слабого человека такая связь - это наваждение, при котором сознание туннелизируется и адепт уже больше ничего не желает, кроме как исполнять волю своего наставника в порыве болезненной привязанности, которая выдаётся за любовь.

Можно чётко проследить параллель между любимым учеником Христа Иоанном, возлежащим на Его груди и единственным и любимым учеником Вениамина, Гришей. 

Этой любви между Христом и Его учениками даётся однозначная интерпретация учительницей биологии Красновой - это гомосексуальные отношения. 

К чему приводит любовь ученика Вени к своему учителю? К вынашиванию жестокого плана убийства учительницы биологии за её еврейское происхождение и за то, что она много лжёт. 

Итогом их союза становится трагедия, приведшая к смерти Гриши. Тот решился поцеловать Веню, а Веня назвал его Иудой и насмерть разбил ему голову камнем, чтобы кровью искупить его грех.

Так в чёрном евангелии Вени не Иуда предаёт учителя на смерть, а учитель казнит Иуду.

Осталось сказать о Красновой и учителе физкультуры. Вот она, возможно, единственный здравый человек в фильме. Придерживается научной парадигмы, учит детей реалиям современной жизни, даже изучает Библию, чтобы найти подход к трудному подростку. 

Но нет, тут тоже всё не так гладко. 

Её отношения с физруком построены не на любви и уважении, а на манипуляциях. Он ждёт от неё романтики и внимания к своей персоне, но когда его ожидания не оправдываются, он демонстративно собирает вещи и уходит.

Сама Краснова, как видно из фильма, помешана на эволюции, толерантности и свободных отношениях.

Она выступает под знаменем свободы личности, объясняет свои уроки с морковками и презервативами как попытку защиты и просвещения молодого поколения. 

Её взаимоотношения со школьным коллективом построены не на деловых началах, не на уважении и профессиональном такте, а на эмоциональной созависимости. С учителем физкультуры она спит, с директором она устраивает истерику со слезами три раза за фильм.

Все эти сцены её педагогического мастерства настолько гипертрофированы, что они отталкивающе неприятны и не убеждают в её желании причинить добро детям.

Краснова в конце фильма становится жертвой. Её несправедливо обвинили в домогательствах и уволили. Но нам её не жалко. Она совсем там не на своём месте, как она это утверждает, приколачивая свои туфли гвоздями к деревянному полу.

Осталась девушка, которая пристаёт к Вене, батюшка и администрация школы. 

Тут мы тоже не видим ничего позитивного и здорового. Никакой любви, только боль, созависимость и манипуляции.

В конце фильма ничего не изменилось, кроме одного - погиб ребёнок. Ни один герой фильма не начал меняться, никакие идеалы не были утверждены. Нам показали, как не надо жить, как не надо любить и как не надо толковать Библию.