Японский гонщик «Альфа Таури» всего лишь за сезон с небольшим испытал такие американские горки, что врагу не пожелаешь. Но в итоге талант и упорство взяли своё.
В конце 2020 года поклонники Даниила Квята танцевали на пороховой бочке. На фоне напарника Пьера Гасли россиянин провел невзрачный сезон, поэтому во второй половине сезона слухи об уходе Квята нарастали, как снежный ком. Ближе к последним гонкам все окончательно поняли, что дни Даниила в «Альфа Таури» сочтены, и уже даже было известно имя преемника — Хельмут Марко лично выбрал в партнеры Гасли молодого Юки Цуноду. Еще до конца сезона-2020 японца, сражавшегося за титул в Формуле-2, отрядили на срочные тесты в болиде «Альфа Таури». Поэтому сомнений в том, что именно он поедет в составе младшей команды «Ред Булла», не было ни у кого.
Весь последующий путь японца в Формуле-1 — локальный Ад на Земле. Само собой, оставшийся незамеченным неблагодарным поколением зрителей Формулы-1, напрочь лишенным способности минимального самоанализа и чтения дальше громких заголовков. Не нужны им никакие корешки. Только вершки, только хардкор.
Сейчас в это трудно поверить, но у Юки Цуноды все получилось.
Магия Квята
К любому, кто попадается под руку не очень одаренным поклонникам русского гонщика, можно отнестись лишь с сочувствием и сдержанным молчанием. Потому что эту лавину не остановить. За всю карьеру Даниила Квята в Формуле-1 врагов у нашего зрителя набралось на целый такой добротный список, который пополнялся при любом намеке на «несправедливость» в отношении любимого Дани.
Юки Цунода тоже оказался в этом списке и, как символично вышло, стал в нем последним. Если в красках вспомнить обстоятельства, при которых японец туда попал, то можно просто обалдеть от того, как ему не повезло. С одной стороны, просто заменил Квята, да. Ну не в первый же раз его меняют, в конце концов! В 2016 Ферстаппен огребал от российских фанов еще больше, мы этому даже отдельный ролик посвятили.
Разница в том, что Макс всю свою карьеру в Ф1 имеет за спиной жесткого отца и целую команду менеджеров, поэтому при всем равенстве юниоров «Ред Булл», Ферстаппен никогда не был покорной обучаемой овечкой. Об этом железно свидетельствует один факт — еще во времена «Торо Россо» в контракте голландца был прописан пункт, по которому его были ОБЯЗАНЫ взять в «Ред Булл». Говоря проще, у Макса в 17 лет уже был на руках контракт с топовой командой Формулы-1. При таких королевских раскладах как-то, откровенно говоря, плевать на любые вскрики даже самых токсичных фанатов, объединенных по национальному признаку.
Другое дело — наш герой. По ходу всего сезона-2020 не покидало ощущение, что Цуноду начали готовить к Ф1 только к САМОМУ КОНЦУ сезона, довольно экстренно. Никаких больших дядь за спиной, привилегированных строчек в контракте — ты рядовой член программы поддержки «Ред Булл», которых за все время набралось уже с несколько десятков. И судьба большинства из них говорила совсем не в пользу Юки.
За Даниила ответишь
Но это лирика, а реальность оказалась куда более беспощадной. Все мы помним, насколько скупо «Альфа Таури» попрощалась с Даниилом Квятом — буквально одним коротким пресс-релизом, от которого получил короткое замыкание даже видавший виды Алексей Попов. В адрес итальянской команды были запущены тысячи огненных стрел негодования. Пока они летели к цели, маленький мальчик Юки Цунода с отрешенным лицом надевал экипировку «Альфа Таури» и садился в болид. И как только японец туда сел, вся деструктивная мощь отдельных фанатов Квята обрушилась на хрупкие плечи нашего героя. Наблюдать за этим было и смешно, и отвратительно, потому что сами гонщики Ф1 уже устали повторять, что замена «меня на кого-то другого» — обычный бизнес, поэтому никаких проблем во взаимодействии из-за этого они не испытывают. В 2018 году Лоуренс Стролл попросил из «Рейсинг Поинт» талантливого Эстебана Окона, чтобы посадить вместо него своего сына. Добряки-зрители отреагировали соответствующе — высказали много ласковых слов в адрес «проклятых капиталистов» и пожелали Окону (который без истории со Строллом никого не интересовал) всего самого наилучшего. В итоге, через пару дней после официального объявления о замене сам Эстебан выдал следующее:
«Да, у нас могут быть разные стартовые условия, но внутри — та же страсть, тот же дух конкуренции и любовь к спорту. Ребята, пожалуйста, будьте уважительными и поддержите Стролла. В жизни нет ничего простого и мы все усердно трудимся, чтобы быть в Формуле-1».
Видали?! Учитывая ту грязь, которая по инерции летела в адрес Юки Цуноды, можно сказать только одно. Никакой жалости по поводу холодного расставания с Квятом испытывать нельзя, так как тот же самый Даниил даже в сторис у себя не написал ничего, что могло бы снизить градус неадеквата по отношению к хлопающему глазами японцу. Многие гонщики так делают, кстати. Даниил так не сделал ни разу. И это никакой не укор, само собой. Просто факт.
Итак, первое падение Юки Цуноды случилось еще до старта самих гонок в Ф1 — поскольку руководитель «Альфа Таури» Франц Тост является в Формуле-1 человеком-невидимкой, лицом всей операции по выдворению Квята из королевы автоспорта стал… человек с лицом младенца, который в тот момент вообще слабо понимал, где он оказался и что происходит.
Резюмируем — в сухом остатке, без фактологии и причинно-следственных связей (кому они нужны?), единственным виновным в некрасивом и безжалостном уходе Квята был признан Юки Цунода. И это только начало.
«Лучший новичок за многие годы»
Такой оценки от великого Росса Брауна японский дебютант удостоился после своей ПЕРВОЙ ГОНКИ в Формуле-1. На уморительной стартовой прямой трассы в Бахрейне Юки по ходу заезда пролетел мимо нескольких болидов, финишировал девятым и внезапно оказался в центре мирового внимания. Эксперты также рассыпались в похвалах Цуноде, и все вроде бы устаканилось, потому что невозможно сказать про хороший результат, что он плохой. Стрелочка повернулась в совершенно неожиданном контексте — первой гонки сезона оказалось достаточно, чтобы пресловутое большинство забыло, кого именно заменил новоиспеченный японский маэстро. Все, вопрос закрыт? Пора заканчивать абзац или вообще весь текст? Не дождетесь!
У российских зрителей Ф1 никогда не было авторитетов. Это самые безжалостные и беспощадные люди во вселенной. Если где-то видите, что они прикидываются добряками, знайте — это все временно и насквозь лицемерно. Случай Юки Цуноды — из этой серии. Благодаря своему успешному дебюту японец не отбил претензии общественности. Он задрал планку восприятия себя ЕЩЕ ВЫШЕ. Переводя на человеческий, после набранных в Бахрейне очков зритель начал отчаянно натачивать клыки. Переводя на метафорический, зритель взял Юки на руки и поднял в своих глазах на небывалую высоту. Над пропастью.
В дальнейшем у Цуноды был только один шанс, чтобы от него отстали — выиграть все гонки и стать чемпионом мира. Хотя… «Квята рано выкинули, он бы еще увереннее титул взял» никто не отменял.
Моральная тюрьма им. Х. Марко или «Иди, вилкой чисти»
Росс Браун заслужил право на ошибку своей жизнью и достижениями, поэтому к нему вопросов быть не могло. А вот к Юки Цуноде они появились после ВТОРОЙ ГОНКИ в Формуле-1 и в дальнейшем только накапливались. Пока Пьер Гасли выдал серию из попаданий в очки, японец оказывался за пределами первой десятки, ошибался и крушил болид. Сверхразумы в комментариях сразу же выписали Квяту обратный билет в Формулу-1, а на Юки обрушилось настоящее цунами, которое тот подпитывал своим нестабильным психическим поведением в разговорах с инженерами по ходу гонок:
- «Юки, тебе нужно прибавить в темпе»
- «ЗАТКНИСЬ, ***, не разговаривай со мной».
По итогам сезона такого добра можно было нарезать на часовую аудиокнигу. В общем, результаты действительно были отвратительными, все валилось из рук, поэтому Хельмут Марко принял жесткое волевое решение, масштаб которого почему-то многие не осознали до сих пор — Цуноду отправили жить в Италию, в пяти минутах от базы «Альфа Таури». Вы понимаете? Гонщика Формулы-1 отправили УЧИТЬСЯ ЕЗДИТЬ в Формуле-1… ПОСРЕДИ СЕЗОНА ФОРМУЛЫ-1! И это не какая-то духовная практика, Юки имел вполне конкретное ежедневное расписание:
«После ГП Монако я полетел сразу в Фаэнцу. Большую часть моего распорядка дня расписал Франц Тост. С 9 до 11 утра тренировка в зале — подобного опыта в плане интенсивности у меня никогда не было. С 11 до 12:30 — встреча с инженерами, обед, а затем занятие по английскому, так как я еще не очень хорошо говорю по-английски. С 3 часов дня до 4:30 — опять работа с инженерами, а с 4:30 до шести — ещё одно занятие в зале».
Действующий гонщик Формулы-1 посреди гонок был командирован жить фактически на базе команды из-за плохих результатов! Вот это Хельмут Марко жесткий мужик, вот это молодец. Вспомните свои ощущения после этой новости — сложилось однозначное впечатление, что японец натурально опозорился. Выпнул опытного и все-таки более стабильного Квята, чтобы в итоге ломать болид, не набирать очков и посылать во все тяжкие собственного инженера. Еще и выяснилось, что английского не знает… Как такое вообще возможно?!
Действительно, как такое вообще возможно?!
Вопрос резонный, но адресовать его нужно именно Хельмуту Марко. Каким образом система «Ред Булл», которая славится жесточайшей бескомпромиссностью в вопросах подготовки и пестования своих юниоров, допустила такой жирный ляп?! Почему Доктор Марко не отправил Цуноду в лагерные условия еще до начала сезона? Самое забавное, что об этом боссов «Ред Булл» ПРОСИЛ САМ ЮКИ, потому что сам прекрасно понимал — нынешнего уровня отчаянно не хватает, чтобы по всем аспектам быть хотя бы на равных со средними пилотами Ф1!
Что мы имеем в итоге — Цунода снова подставил левую щеку фактически ни за что. С одной стороны, вполне заслуженно, так как результаты допускали даже не пощечину, а крепкий такой удар в тыкву. С другой — прямые ответственные за воспитание и подготовку японца не то что никакой ответственности не понесли, они грамотно растворились в провале японца и сделали очень элегантный жест — оторвались на и без того несчастном Юки, перед всем честным народом показательно выпоров его и отправив набираться ума-разума.
И знаете, что? У него получилось! Даже к такому жесткому и отчасти несправедливому решению руководства японец подошел со всей ответственностью. Потому что и сам прекрасно все понимал, называя себя «ленивым ублюдком». Отбросив все эмоциональное, Юки воспринял воспитательную меру как нечто необходимое, чтобы извлечь максимальную пользу для своего будущего в Формуле-1.
Без всякой иронии, это заслуживает большого уважения. Когда мама отправляла меня девятилетнего в детский лагерь, я рыдал горючими слезами. Когда Хельмут Марко по собственному помутнению, с апломбом позора, посреди сезона отправил Юки Цуноду жить на базу, бесконечно базарить с инженерами и учить английский, тот просто переехал и стал работать. И это — тот самый матерящийся псих и «ленивый ублюдок». Респект таким парням!
Парадокс молодых гонщиков
Так уж вышло, что к условному «поколению айфонов» зритель относится гораздо менее сочувственно, чем к кому-либо. Отчасти, сами гонщики в этом и виноваты — в цифровую эпоху, благодаря буквально инстаграму и твиттеру, можно за считанные месяцы наработать репутацию «веселого дурачка», совершенно беззаботного пилота, у которого на уме стримы, мемы и прочая ерунда. Но, во-первых, наш герой не успел стать героем приколов и вроде как уже не станет. А во-вторых, очередная грустная истина — массовый формульный фанат ни за что в жизни не полезет в изучение личности гонщика дальше его инстаграма, мемов и заголовков в СМИ. Это никогда не перестанет разочаровывать и сокрушать нас.
Шарль Леклер, например, является обладателем репутации человека, склонного к самокритике. Помните, за что? После очередной аварии, особенно первые свои годы в Ф1, монегаск выдавал по радио «I’m stupid! Sorry, guys, i’m stupid I’m stupid!!!». И вот ЭТО самокритика? Даже улитке понятно, что подобные высказывания Шарля были лишь механизмом самозащиты в стрессовой ситуации. Лучше послушайте настоящую самокритику от Юки Цуноды, без ложной скромности и лишнего оптимизма, по поводу продления контракта с «Альфа Таури»:
«Скажем так, я на 20% удивился тому, что со мной продлили контракт. В тот момент я сказал себе: ну что же, теперь можно расслабиться и еще больше учиться, чем кому-то что-то доказывать».
Никакой патоки, радости за себя и команду и других дежурных фраз. Хоть и частично, но Юки удивился, что с ним продлили контракт. При этом, добрый отрезок сезона работая в Фаэнце, чтобы его все-таки продлили.
Если честно, ничего более рассудительного и жестокого от гонщика по отношению к себе за последнее время и не вспомнишь.
Юки Цунода заслужил свое нынешнее положение в Формуле-1 кровью и потом. В том числе, потому что экстренно сумел собраться и измениться внутри себя. Кажется, что с продлением в «Ред Булл» Серхио Переса оба гонщика «Альфа Таури» потеряли пространственный ориентир, но не все так грустно. Пьер Гасли обязательно будет востребован во многих командах Ф1, да и не будем забывать, что хоть и горький, но все же опыт выступлений в топ-коллективе у него уже был. На крайний случай можно и в «Альфа Таури» бесконечно ездить — даже такое не каждому дано. А вот Юки… У него еще есть время показать себя. Время и незаметный, как мантия-невидимка, но железный характер. И если у вас в жизни не было хотя бы нечто отдаленно похожего на то, через что прошел Юки Цунода — не желать ему места рядом с Максом Ферстаппеном вы просто не имеете права. А там посмотрим.