Здравствуйте читатели! Предлагаю вашему вниманию обзор из трех очень разных и не самых популярных советских детективов, которые, по моему мнению, обязательно следует посмотреть.
Время и место действия в них отличаются как небо и земля, а объединяет подборку образ сыщика-непрофессионала, из личного энтузиазма вышедшего на тропу войны со злом.
"Суровые километры" 1969 г.
Летит с высокого откоса горной дороги грузовая машина, разбивается в прах и догорает внизу. А за кадром звучат отрывки письма шофера Савицкого к другу Алексею о конфликте с какими-то жуликами , милицейская справка об аварии по вине водителя, строки письма подруги погибшего о том, что она не верит в случайную смерть.
Алексей Воробьев и Виталий Савицкий подружились в детдоме с четырехлетнего возраста. Потом Виталий уехал за любимой женщиной в Саяны, работать шофером в глухом, слабо освоенном цивилизацией районе. В таких местах народ попадается разный.
Таня, подруга Виталия, после его гибели отговаривала Алешу, но он решил поступить на ту же автобазу и разобраться в том, что случилось. Строчки последнего письма друга заставляли подозревать, что его смерть не несчастный случай, а кем-то обдуманное преступление.
Для очистки совести парень еще раз сходил в местную милицию и показал письмо лейтенанту, но улик, подтверждающих версию убийства нет - а , по пословице, "на нет и суда нет". Остается устраиваться, вживаться и присматриваться к обстановке в надежде напасть на след преступников.
Фильм снят по мотивам одноименной повести Виктора Смирнова. Переработку повести в сценарий писателю помог осуществить Игорь Болгарин, один из небезызвестных авторов "Адъютанта его превосходительства".
Картина теплая и душевная, о дружбе, взаимопомощи и силе единства. Главный герой - хороший честный парень, но не супермен, зло победили всем миром. Напряженные гонки в финале, самоотверженная девушка, готовая закрыть собой любимого человека, но не забывающая и в самой опасной ситуации беречь новенькие туфли (Светлана Старикова).
Замечательный актерский состав. Можно любоваться многими сценами просто из-за игры корифеев.
В роли главного героя Николай Мерзликин, которого, думаю, все помнят как лихого партизана Левушкина из фильма "Обратной дороги нет". Самый яркий персонаж истории - шофер Летюк, парень небезупречный, но чертовски обаятельный. Его сыграл Виктор Филиппов.
Очень хороши: ворчун автомеханик Дробот (Андрей Чернов), двуличный главный инженер автобазы (Владимир Кашпур), баптистка тетя Феня (Капитолина Ламочкина), старший лейтенант милиции (Вячеслав Невинный), мелькнувший в роли шофера Чуркина Борис Новиков и сам режиссер Олег Николаевский, изображавший продавца картошки, сибирского мужика с роскошной бородой.
Часто все эти персонажи еще и радуют запоминающимися афоризмами.
В фильме также снимались: Жанна Болотова (Таня), Лев Золотухин (Стрельцов), Виталий Беляков (Дьяков), Анатолий Дудоров (Паламарчук), Иван Матвеев (Гирев) и другие.
"Чегемский детектив" 1986 г.
В послевоенные годы в абхазском селе Чегеме приключилась серия краж из колхозной кассы. Уже два бухгалтера сидят в тюрьме, а теперь третий, Чичико, пропал вместе с лошадью и ста тысячами рублей после грозовой ночи, когда молния ударила в бывшее молельное дерево.
В его огромном дупле нашли чьи-то обгорелые кости. Прикинули: один человек пропал, один скелет нашелся. Так не скелет ли пропавшего в дупле?
Конечно, тут не до прополки колхозных полей! Кто караулит дерево, кто поехал за милиционером, кто придумывает как вычислить вора, остальные обсуждают события.
Вообще-то скелет - учебное пособие похищенное и припрятанное школьниками с целью попугать сторожа, но после удара молнии его искусственное происхождение не так очевидно.
Цурцумия попросил бывшего муллу проклясть вора, чтобы у того рука отсохла. По отсохшей руке сразу станет видно , кто украл.
Самый умный, по мнению односельчан, житель Чегема Кязым распускает слухи, что его брат вот-вот сядет в тюрьму за растрату. Он приезжает просить взаймы пятьдесят тысяч у бывшего председателя Теймыра, только почему-то в его отсутствие. И теперь Теймыр мечется по Чегему, чтобы найти Кязыма и спросить, почему он считает его владельцем такой огромной суммы.
Комедийный детектив по мотивам рассказов Фазиля Искандера, основанных на воспоминаниях детства. Закадровый текст читает автор. Главное в картине образ жизни и неповторимый менталитет чегемцев.
К кражам, исчезновениям людей, найденным костям они относятся с олимпийским спокойствием, даже перипетии бурной политики своего времени воспринимают как должное, а из-за какого-нибудь спора или не тем тоном сказанного слова вспыхивают так, что искры летят. Впрочем, также легко и мирятся за столом, где их ждет теплый лаваш, сотовый мед, свежая зелень, арбузы и прочая вкусная домашняя снедь.
Уютный патриархальный мир окружает героев фильма: картины и звуки природы, почти неизменный уклад деревенской жизни и такие же естественные отношения между людьми. Кое-какая наносная рябь искажает его жизненные устои, но пока он способен постоять за себя.
Главный герой картины Кязым как раз такой человек, на плечах которого держатся правильные основы жизни. Он добровольно берется за поиски негодяя, обворовывающего его односельчан, и, при помощи хитрой психологической ловушки, раскрывает его сущность.
Подстать Кызыму его жизнерадостный друг Бахут, проворачивающий успешную вспомогательную операцию. Третий характерный персонаж азартный и наивный Цурцумия. Заключительная сцена с многоголосым исполнением песни тремя героями красиво венчает завершение сюжета. Экранизация очень близка к прозе Искандера , где сливаются лирика, мудрость, ирония.
В ролях: Нурбей Камкия (Кязым), Руслан Микаберидзе (Бахут), Бадри Бегалишвили (Цурцумия), Этери Когониа (Нуца), Гиви Сарчемилидзе (Теймыр), Ролан Быков (милиционер) и другие актеры.
"Первая встреча, последняя встреча" 1987 г.
Канун Рождества 1914 года. Роскошный, для кого-то, Серебряный век. На квартире модной певицы кабаре Ванды развлекается гаданием о грядущих событиях тесный кружок поклонников. Граф, поручик Бобрин, немецкий дипломат майор Гей и юный студент-юрист Петр Чухонцев, которого здесь, иронично, на дружеских правах, зовут Петриком.
Чухонцев недавно начал промышлять частным сыском. До остальных ухажеров Ванды ему, в смысле материальной обеспеченности, далеко, а еще им движут благородные чувства: ответственность, любовь к справедливости, гражданская жизненная позиция.
Старшие, более циничные члены кружка, его моральные мотивы открыто высмеивают. Вот и в этот вечер Петруша, раздосадованный насмешками над защитой горничной от приставаний пьяного лакея, уходит домой раньше всех.
В темном подъезде у дверей квартиры его догоняет человек, пришедший по объявлению. Сыщик-любитель обрадован: ему поверили, от него ждут помощи. Если бы он знал, куда заведет визит непризнанного изобретателя Куклина, то ли жертвы таинственных преследователей, то ли одержимого паранойей.
Прежде всего, какой шикарный, зловеще-тревожный и одновременно блестящий Петербург! Прелестно модерновый в своей увлеченности техническим прогрессом (первые фотоаппараты, автомобили, трамваи, телефон, электрические фонари) и безнадежно устаревший в барско-прислужнической модели отношений.
Одинокий маленький неравнодушный человек пытается бороться с несокрушимой стеной - стоящей у власти предательской элитой, для которой общие классовые интересы, пусть даже с формальным политическим врагом, предпочтительнее, чем нужды страны и народа. Предчувствие катастрофы витает в воздухе.
Жаль, что актер Михаил Морозов, с его оригинальной внешностью и глубокими выразительными глазами, так мало получал главных ролей. В этой картине на нем держится большая часть действия и, несмотря замечательную игру Юрия Богатырева, Михаила Ефремова, Леонида Куравлева, Сергея Шакурова, Бориса Плотникова, Николая Крючкова, Иннокентия Смоктуновского молодой артист смотрится среди мастеров на достойном уровне.
Лейтмотивом через всю картину проходит романтичный ностальгический романс "Утро туманное". Светлая, лирическая, забавно-детективная линия сюжета становится все мрачнее. Равнодушные полицейские один за другим регистрируют трупы мнимых самоубийц, новогодний праздник пронизан апокалиптическими аллюзиями и последний аккорд - военная хроника с трагическим финалом судьбы героя.
Картинка блестяще эстетичная, красивая музыка, умелая операторская работа, актерский состав выше всяких требований.
Михаил Морозов (Петр Чухонцев), Гражина Шаполовская (Ванда), Олег Ефремов (изобретатель Занзевеев), Борис Плотников (изобретатель Куклин), Юрий Богатырев (майор Гей), Сергей Шакуров (Шольц), Михаил Кононов (Погилевич, бывший сыщик), Николай Крючков (Пров Лаврентьевич, полицейский пристав), Леонид Куравлев (граф), Иннокентий Смоктуновский (чиновный контрразведчик), Сергей Мигицко (поручик Бобрин), Ольга Машная (Малгожата, горничная).
Даже в эпизодах можно заметить много знакомых лиц.
Надеюсь, я вас убедила сделать выбор киноленты для просмотра на досуге. Предыдущая статья на тему советских фильмов детективного жанра: "Уголовный розыск молодой Советской республики": 3 интересных детектива родом из СССР".