Найти в Дзене

Понимание идолопоклонства

Рельефное изображение на Скрижали Шамаша. Найден в Сиппаре (Телль Абу Хабба), в Древней Вавилонии; он датируется IX веком до нашей эры и изображает бога солнца Шамаша на троне перед вавилонским царем Набу-апла-иддиной (888-855 гг. до н.э.) между покровительствующим божеством и священником. В тексте рассказывается, как царь изготовил для бога новую культовую статую и дал привилегии храму.
Рельефное изображение на Скрижали Шамаша. Найден в Сиппаре (Телль Абу Хабба), в Древней Вавилонии; он датируется IX веком до нашей эры и изображает бога солнца Шамаша на троне перед вавилонским царем Набу-апла-иддиной (888-855 гг. до н.э.) между покровительствующим божеством и священником. В тексте рассказывается, как царь изготовил для бога новую культовую статую и дал привилегии храму.

Богословы древнего Ближнего Востока понимали идолопоклонство через ритуальное посвящение статуй, которое превращало эти статуи в богов.

Второзаконие касается вопроса идолопоклонства в нескольких местах. Наиболее известно, что Второзаконие предостерегает от поклонения рукотворным изображениям:

דברים ה:ח לֹא תַעֲשֶׂה לְךָ פֶסֶל כָּל תְּמוּנָה אֲשֶׁר בַּשָּׁמַיִם מִמַּעַל וַאֲשֶׁר בָּאָרֶץ מִתָּחַת וַאֲשֶׁר בַּמַּיִם מִתַּחַת לָאָרֶץ. ט לֹא תִשְׁתַּחֲוֶה לָהֶם וְלֹא תָעָבְדֵם

Втор. 5:8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. 9 Не поклоняйся им и не служи им.

Этот же запрет появляется и в другом месте, где Библия полемически описывает неодушевленную природу таких статуй, называя их:

דברים ד:כח וַעֲבַדְתֶּם שָׁם אֱלֹהִים מַעֲשֵׂה יְדֵי אָדָם עֵץ וָאֶבֶן אֲשֶׁר לֹא יִרְאוּן וְלֹא יִשְׁמְעוּן וְלֹא יֹאכְלוּן וְלֹא יְרִיחֻן.

Втор. 4:28 …рукотворные боги из дерева и камня, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни есть, ни обонять.

Подобное восприятие встречается и в других библейских текстах, таких как Псалмы 115 и 135, а также в Исаии 44.

Второзаконие ясно дает понять, что израильтяне не должны поклоняться рукотворным культовым изображениям или небесным телам, в отличие от окружающих их людей. Все эти библейские тексты носят полемический характер и не дают достаточного представления о мировоззрении древнего ближневосточного идолопоклонника.

Золотой Телец. Джеймс Тиссо
Золотой Телец. Джеймс Тиссо

Поклонение изображениям и небесным телам на древнем Ближнем Востоке

Более широкий взгляд на древние ближневосточные религии изнутри дает представление о религиозном восприятии их последователей. Мы можем реконструировать древнюю ближневосточную религию по археологическим находкам, включая древние храмы и другие культовые места, а также по многим текстам, написанным клинописью на глиняных табличках на аккадском языке (основной семитский язык древней Месопотамии).

Кем были боги древней Месопотамии? Или, лучше сказать, что это были за боги? Ответ неоднозначен. У каждого бога могли быть различные аспекты, ни один из которых не был исключительно самим богом:

  1. Природный аспект — бог ассоциировался с элементом природы или космоса, таким как вода или солнце.
  2. Характерный аспект — бог ассоциировался с определенной чертой, обычно человеческой природы или общества, такой как мудрость или справедливость.
  3. Физико-культовый аспект — бог представлялся в виде антропоморфного образа, обитавшего в определенном храме (храмах).

Таким образом, бог Шамаш был космически связан с солнцем, отвечающим за черту справедливости, и физически обитал в виде статуи в главном храме своего города Сиппар.

Физические образы Бога

Последний аспект, физически-культовый, кажется нам наиболее странным и является предметом значительной части библейской полемики.

Изображение бога обычно было антропоморфным (хотя существовали и символические изображения, как правило, небесных светил), выполненным из дерева и камня, обычно покрытым драгоценным металлом. Он находился в самой внутренней Целле храма, где священники приносили ему подношения и читали молитвы перед ним. Но были ли они настолько наивны, чтобы думать, что статуя, сделанная человеком, действительно может слышать их молитвы и есть их подношения?

Ассирийцы выносят захваченных идолов.
Ассирийцы выносят захваченных идолов.

Ритуал омовения рта: посвящение идола

Мы можем получить некоторое представление об их мысли, рассмотрев ритуал, в котором божественный образ, сделанный человеческими руками в мастерской, преобразовывался в бога, достойного культа. Этот ритуал, длившийся два дня, назывался ритуалом «омовения рта» и включал в себя семь омовений уст изображения. Далее ритуал будет изложен в соответствии с табличками, найденными в Ниневии, которые были написаны в основном в седьмом веке до нашей эры.

Открывающее подношение и наполнение чаш

Утром первого дня жрец, ответственный за весь ритуал, выходит на берег реки. Он делает подношение и набирает воду из реки в семь чаш. Он наполняет эти чаши растениями, травами, различными камнями, маслами, медом, а затем возвращается с чашами в город.

Вернувшись в город, священник входит в мастерскую, где была изготовлена ​​статуя бога, и выполняет первое полоскание рта статуи, используя первую чашу, принесенную из реки.

Жертвоприношение Эа и «возвращение» ремесленных инструментов

Теперь священник выносит статую к реке в сопровождении мастеров, изготовивших статую в мастерской. Когда они приходят, жрец приносит в жертву барана. Затем он берет бедро барана, инструменты ремесленника: топор, долото и пилу - вставляет их в бедро и бросает в реку. Река — это владения бога Эа, древнего и могущественного бога пресных вод, а также бога мудрости и технического мастерства, и, в частности, бога, который наблюдает за созданием статуи.

Бросание инструментов в реку означает, что инструменты, используемые мастерами для создания изображения, считаются собственностью Эа. Как только статуя будет завершена, инструменты возвращаются Эа вместе с подношением. Таким образом, этот ритуальный акт пытается разобраться с парадоксом создания бога человеческими мастерами, утверждая, что инструменты, использованные при его создании, принадлежат божественному миру, а именно богу Эа.

Бог Эа
Бог Эа

Заклинание Эа, Бога Воды

Священник совершает второе омовение рта . После этого омовения он трижды произносит следующее заклинание богу Эа:

Кто приходит, тот промывает рот! Да причислится он к богам, братья его! Убери топор, долото и пилу мастеров, все, что приближалось к нему, от его (т.е. барана) тела! Этот бог, о Эа, омыт! Считай его с его братьями!»

Это заклинание выражает желание, чтобы статуя стала богом, как и его собратья-боги.

Утреннее заклинание: просьба предоставить статуе способность слышать, есть и пить

Теперь священник помещает статую на тростниковую циновку в саду у реки. Он совершает третье и четвертое омовение рта , после чего статуя остается на берегу реки всю ночь.

Утром жрец совершает подношения и читает заклинание великим богам вселенной:

«… (О боги), присутствуйте в этот день! Присутствуйте за этой статуей перед вами!

Решите его судьбу сильно, чтобы его рот мог есть,

Чтобы его ухо было настроено на слух! …”

Великих богов просят «определить судьбу» этой статуи, чтобы она могла есть, пить и слышать — или, другими словами, чтобы статуя могла слышать обращенные к нему молитвы и вкушать подносимые ему подношения.

Статуя Иштар
Статуя Иштар

Больше заклинаний

Священник совершает пятое омовение рта. Затем священник произносит другое заклинание, выборочно процитированное ниже:

«Когда был создан бог, чистая статуя была завершена,

Бог появился во всех землях. …

Он был создан на небесах; он был создан на земле.

Эта статуя была создана на всем небе и на земле…

Статуя есть изображение богов и человека…»

Мы снова видим здесь попытку разобраться с теологическим парадоксом, что статуя была сделана на земле, но, тем не менее, является божественной. Согласно этому заклинанию, статуя была сделана и на небе, и на земле, т. е. и богами, и людьми, и, соответственно, имеет черты обоих. Заклинание продолжается:

«…Эта статуя не может почувствовать запах благовоний, не «открыв рот».

Он не может есть, не может пить воду».

Формулировка заклинания очень похожа на приведенную выше полемику во Второзаконии, где культовые образы описываются как боги, «которые не видят, не слышат, не едят и не обоняют» (Втор. 4:28).

В месопотамском ритуале также признается тот факт, что статуя еще не полностью одушевлена ​​и не может есть, пить или обонять. Но чтение этого заклинания, наряду с другими культовыми действиями, даст статуе эти силы. Всего через несколько часов статуя сможет вдыхать благовония и есть и пить подношения, а также, как прямое проявление бога, участвовать в культе.

Символическое отрубание рук мастерам

Теперь священник совершает шестое омовение рта . В этот момент происходит драматическое действие. Священник связывает руки мастерам, создавшим статую, и отрубает их, символически, деревянным мечом. При этом мастера говорят следующее, пока им якобы отрезают руки:

«Я не создавал статую! Я вовсе не создавал статую! Это [бог-ремесленник] создал статую!»

Как и в предыдущем символическом действии, когда инструменты ремесленников были брошены в реку и возвращены богу Эа, и здесь отсечение рук символизирует, что творение бога не было божественным. Насилие, представленное в этом символическом акте, показывает, насколько важно было отрицать какую-либо связь между человеческими руками ремесленников и божественным творением богов.

Священник теперь возвращается в город и, наконец, усаживает бога на его трон в храме. Он совершает седьмое и последнее омовение рта и одевает бога в его корону и одежды. Образ бога теперь, наконец, закончен и достоин культа.

Ритуал как решение внутреннего напряжения

Хотя представить себе статую, вкушающую подношения и слушающую молитвы, парадоксально, это было важной частью того, как воспринималось божество в древней Месопотамии. Длинный ритуал, описанный выше, должен был смягчить или разрешить этот парадокс и дать богу силы, необходимые ему для существования не только в мифическом и естественном мирах, но и в земном, человеческом и конкретном мире.

Полемика

Уничтожение славянского идола епископом Абсаломом. Аркона
Уничтожение славянского идола епископом Абсаломом. Аркона

Возвращаясь к библейскому тексту, Библия, безусловно, занимает полемическое отношение к древнему ближневосточному физическому образу бога. Некоторые ученые утверждают, что эта полемика связана с реальным знанием месопотамского ритуала «омовения рта», в то время как другие ученые не видят в библейской полемике указания на такое знание.

Во всяком случае, Библия не признает древнего богословского восприятия, стоявшего за поклонением культовому образу бога, и античных попыток разобраться с порождаемыми им парадоксами. Вместо этого большая часть Библии, и в частности Второзаконие, настаивает на том, что Богу следует поклоняться аниконически.