Подборка игр для уроков русского языка

1,1K прочитали
Недавно попала мне в руки любопытная книжка с описанием различных игр, которые можно проводить на уроках русского языка. Решила сделать несколько небольших подборок игр из этой книги.

Недавно попала мне в руки любопытная книжка с описанием различных игр, которые можно проводить на уроках русского языка. Решила сделать несколько небольших подборок игр из этой книги. Вот моя первая подборка.

Игра "Проверки"

Цель: закрепить навык работы с проверочными словами.

Ход игры

Учитель задает игрокам слово. За отведенное время (например, за 5 минут) они должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов. По окончании времени ребята читают свои "проверки" вслух. Обсуждают. Выигрывает тот, у кого их оказалось больше всего.

Варианты игры

  1. “Обратная проверка”: кто за 5 минут придумает больше слов, для которых данное слово (например, дом) может быть проверочным.
  2. “Поиск типовых проверок”. Типовые проверки - это удобные проверки, которые подходят сразу ко многим словам. Например, часто существительное в единственном числе удобно проверить существительным множественного числа (вода - воды, сказка - сказок), а глагол часто можно проверить глаголом другого вида (вставать - встать). В игре с типовыми проверками играющие должны за отведенное время привести как можно больше пар "проверяемое слово - проверочное слово" заданного типа. Например: 1) вода - воды, река - реки; нога - ноги; 2) сказка - сказок, маска - масок, пробка - пробок; 3) вставать - встать, давать - дать, бросать - бросить и др.

Форма игры: индивидуальная / парная / командная.

Этап урока: на любом этапе, но лучше проводить в начале урока в качестве орфографической зарядки.

Игра "Слова по схеме"

Цель: отработать морфемные навыки, преодолеть механичность, формальность подхода учеников к морфемному составу слова.

Ход игры

Играющие делятся на команды (не более 7 - 8 человек). Учитель объявляет задание: за отведенное время записать как можно больше слов, состав которых соответствует заданной схеме. Схема изображается на доске. По окончании времени команды называют слова. Все варианты обсуждаются. За каждое верное слово команде начисляется 1 балл, за неверное - балл вычитается. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов.

Например: задана схема "корень + суффикс арь". Баллы будут начислены за слова "аптекарь", "букварь", "звонарь", а отняты за слова "фонарь", "государь".

Форма игры: командная / парная.

Этап урока: актуализация знаний / закрепление изученного.

Игра "Причастия"

Цель: научить образовывать различные формы причастий.

Ход игры

Первый игрок называет инфинитив глагола и задает грамматическую форму причастия. Например: “сделать - прошедшее время, страдательное”. Следующий участник должен быстро и правильно назвать причастие: “сделанный”. Вид глагола менять нельзя. Если от глагола нельзя образовать причастие заданной формы, то надо ответить "нет". Время на обдумывание ограничено (например, можно досчитать до пяти). Те, кто не сумел правильно ответить, выбывают из игры. Побеждает тот, кто остается последним.

Форма игры: коллективная.

Этап урока: актуализация знаний / закрепление изученного.

Игра "Чепуха"

Цель: развитие грамматических и синтаксических навыков.

Ход игры

Учитель последовательно задает вопросы: кто?, когда?, что делал?, где?, как? и др. Каждый игрок на своем листе записывает ответ, затем заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде соседу по часовой стрелке. Учитель предлагает 5 - 8 вопросов, из ответов на которые должно получиться синтаксически правильное предложение. Игра заканчивается тем, что все разворачивают оказавшиеся у них листы и читают получившуюся чепуху вслух. Это бывает весело. Но важно обратить внимание именно на конструкции получившихся предложений, обсудить их, исправить ошибки, если надо.

Форма игры: коллективная / групповая.

Этап урока: закрепление изученного / актуализация знаний / подведение итога урока.

Игра "Предложения по схеме"

Цель: закрепление понимания грамматической структуры предложения, развитие речи.

Ход игры

Класс делится на три или более команды с равным количеством игроков. Учитель рисует на доске схему предложения (простого или сложного - в зависимости от класса и темы). Каждый играющий должен как можно быстрее написать на своем листке предложение, соответствующее этой схеме. Та команда, которая раньше сдаст свои листки, получает поощрительный балл. Затем учитель последовательно читает все предложения вслух и все решают, насколько эти предложения соответствует схеме. За каждое правильное предложение команде начисляется по одному баллу, за неправильное - балл вычитается. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Форма игры: групповая.

Этап урока: актуализация знаний / закрепление изученного / повторение пройденного материала.

Как вы считаете, насколько полезны и применимы эти игры на уроках? А какие игры проводите вы? Поделитесь мнениями в комментариях.

Ждите следующую подборку в новой статье.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.