Композитор Александр Чайковский (р. 1946), племянник Бориса Александровича Чайковского, но не родственник Петра Ильича, является одним из самых уважаемых композиторов, работающих сегодня в России, и все же его музыка мало знакома широкой публике.
Его симфонический стиль в чем-то обязан стилю его дяди: он так же терпеливо развивает огромную мощь на больших звуковых пространствах, хотя в нем есть место и для мягко ироничных ностальгических штрихов, унаследованных, возможно, от дядиного учителя, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Монументальная Третья симфония, написанная для огромного оркестра, пронизана танцевальными ритмами: в ней использован материал из недописанного балета по мотивам «Бесов» Достоевского. А вот Седьмая симфония — это произведение уже из наших дней: Чайковский сочинил ее во время пандемии Covid-19 для социально дистанцированного оркестра струнных, ударных и фортепиано, после чего, как он пиcал, вирус взял реванш, и он сам заболел. Посыл произведения ясен: потрясение первой части уступает место надежде во второй.
Но в программе концерта 9 июня мы будем слушать еще одну симфонию Александра Чайковского — «Садовую» для симфонического оркестра и ансамбля русских народных инструментов. Композитор посвятил ее дирижеру Марису Янсонсу, а впервые произведение было исполнено в июле 2014 года в Мюнхене в программе «Русских ночей».
«Садовая симфония» является, пожалуй, самым ироничным его произведением. Музыковед Ольга Шабанова также обозначает ее жанр как «батальная увертюра» (в авторской концепции, в «Садовой» происходит симфоническое взаимодействие двух культур, немецкой и русской). Она пишет: «Ироничность концепции «Садовой» очевидна не только на уровне выбора музыкального материала, но и в том, как композитор с этим материалом работает. Техничность, с которой выполнена партитура «Садовой», позволяет предположить, что она максимально полно отражает авторскую идею. Вальс-лендлер остается размеренным, неповоротливым, массивно инструментованным до того самого момента, пока не попадает в вихрь симфонической разработки, спровоцированной русской темой. Русский народный ансамбль появляется с неправдоподобно стремительной скороговоркой, хотя и изложенной в форме фугато, принятой в немецких симфонических разработках. Из этой круговерти всплывает собственно русская тема, вокруг которой начинается разработочная кутерьма».
Обязательно приходите послушать это замечательное и редко исполняемое произведение 9 июня в БЗК! Билетов остается уже мало, но они еще есть!
А пока давайте послушаем то самое премьерное исполнение «Садовой симфонии» Александра Чайковского: Симфонический оркестр Баварского радио и «Терем-квартет», музыкальный коллектив русских народных инструментов из Санкт-Петербурга, под управлением Мариса Янсонса.