Программа "Энергия - Буран" была запущена в 1976 году в ответ на американскую космическую программу "Спейс Шаттл", но советские планы подразумевали под собой, что новейший аппарат станет будущим космических полётов. Этой мечте не было суждено сбыться. Что произошло и где Буран сейчас? - Давайте разбираться.
Но, как всегда, обо всём по порядку.
Предыстория
В начале 70-х советское ракетостроение было на абсолютной высоте, но это не спасло её от огромного количества разочарований: Лунная гонка с США была проиграна, в америке успешно разрабатывалась программа многоразовых транспортных челноков, да и более того ядерная угроза таилась буквально за углом, ведь американцы могли были спокойно оборудовать космические корабли в космические ядерные бомбардировщики.
Решение было принято очень быстро. Генсек Брежнев выдал распоряжение о подготовке комплекса альтернативных мер для обеспечения гарантированной безопасности СССР. Разработка советского челнока была официально начата.
Шество над программой было взято В.М. Глушко и Г.Е. Лозино-Лозинским (Глушко руководил объединением "Энергия", под крылом которого работали множество ОКБ, а Лозино-Лозинский возглавил НПО "Молния", которая взяла на себя большую часть в создании Бурана).
Гонка проиграна
Первоначально создателям было сказано создавать практически идеальную копию американского шаттла, но это было практически невозможно сделать из-за огромнейшего отставания в развитии, оцениваемого в почти 20 лет! Твердотопливные ускорители, которые использовались в США не могли сработать в СССР, потому что ракет необходимой мощности не было и было решено делать систему из четырёх двигателей, а не из двух, как у американца. Но и на этом не закончилось, из-за огромной разницы в технологиях было решено создать сверхтяжёлый ракето-носитель "Энергия", который должен был вывести советский челнок на орбиту.
Пять лет буквально мучительных разработок не принесли особого успеха - 12 апреля 1981 года первый в мире американский пилотируемый многоразовый корабль "Колумбия" отправился в своё космическое путешествие. Гонка была проиграна, но следующей целью было на голову перепрыгнуть американцев.
Масштабы вселенной
Для транспортировки компонентов и в будущем самого корабля был создан величайший самолёт всех времён - Ан-225 "Мрия", который был трагически уничтожен украинскими боевиками в недавних боях в Гостомеле на Украине.
Более того, в создании челнока принимали участие почти 1300 предприятий и больше 2,5 миллионов человек - что вполне очевидно, ведь мало просто построить сам корабль - для него нужны ракета-носитель и огромное количество комплексов от стартовой площадки с заправкой, до посадочной полосы. Денег не жалели абсолютно.
Все прекрасно понимали, что первенство в гонке было проиграно, но сейчас воплощался в жизнь проект, в котором буквально создавался самый перспективный и технологичный космический аппарат в истории.
И это правда так, смотрите:
Буран опережал своего американского брата практически во всём: 30 суток на орбите и 10 членов экипажа против 20 суток и 8 членов у американца
Ракета-носитель поднимала на орбиту на 10 тонн больше полезной нагрузки, чем американские аналоги
Из советского корабля в случае аварии экипаж мог был катапультироваться, а в США такого ещё не изобрели
Но был и самый главный, прорывной и до сих пор неосознаваемый факт: Детище НПО "Молния" должен был приземляться на посадочную полосу(как в аэропортах) в полностью автоматическом режиме. И это в 80-х годах прошлого века!!
Долгожданный триумф
Спроектированная ЭВМ была идентична стремительно развивающимся в наше время нейросетям, а для её обучения использовался высококлассный отряд лётчиков-испытателей, которые на своём примере обучали компьютер тонкостям пилотирования. Спустя долгое время тренировок стало ясно, что "мозги" челнока готовы ко всем чрезвычайным ситуациям, поэтому правительство приказало произвести первый запуск челнока в полностью беспилотном режиме.
Плюсом такое решение было принято из-за остро стоящего вопроса о сохранении жизней, ведь при натаскивании программы для шаттла погибло очень много лётчиков.
И вот, спустя долгие 12 лет мучений, вышел приказ о том, что запуск челнока должен произойти 29 октября 1988 года.
После осмотра Бурана самим Михаилом Горбачёвым мнения у всех разделились, да и руководитель Лозино-Лозинский вспоминает слова Горбачёва:
"Энергию мы, конечно, запустим, но "Буран" вряд ли. Настроили тут минаретов! Ты плюнешь в космос - а вылетают миллиарды рублей!"
И тут стоит отдельно сказать о деньгах. На проект потрачены сокрушительные 18 миллиардов рублей (при средней месячной зарплате в 120(!) рублей), что в пересчёте даёт нам почти 2,5 триллиона рублей на сегодняшний день.
Итак, вернёмся в реальность.
В день старта всё шло по плану, но буквально за 40 секунд до взлёта на Байконуре сработала аварийная защита одной из систем, из-за которой полёт сначала отложили на несколько часов, а потом и вовсе отменили - этот перенос стоил миллионы рублей и больше двух недель потерянного времени, ведь нужно было очистить все топливные системы и по новой подготовить оборудование челнока.
Сотни тонн топлива пришлось перекачивать обратно в резервуары. Чтобы убрать пленку от него, трубопровод (полтора километра труб диаметром в 450 мм) промыли изнутри техническим спиртом. Промывка шла две недели», — Леонид Шуклин начальник строительства газотурбинной станции
Новый день старта был назначен на 15 ноября 88-го года, но и этот день не принёс радостей, т.к. на Байконуре бушевал шторм. Ливень, снег, ветер и гроза - ничего хорошего не предвещалось, несмотря на то, что программа Бурана была обучена летать даже в такую погоду. Но руководитель полётов Владимир Гудилин решил чётко: Старту быть.
Время свершений
В 05:50 была дана команда на пуск двигателей, которые взревели с небывалой силой, и уже через мгновение состоялся долгожданный отрыв и "Энергия" улетела в небо. На 465 секунде двигатели отключились и спустя ещё 15 секунд "Буран" отделился от своего взлётного блока и продолжил самостоятельное плавание
Полёт проходил по плану, никаких ошибок в работе корабля не было, "Буран" начал производить два плановых витка вокруг Земли с дальнейшим заходом на посадку.
Высота стремительно падала, но всё шло по плану и все системы работали в штатном режиме, но на высоте 20 километров всё резко изменилось - "Буран" резко разворачивается и начинает набирать высоту, как самолёты, которые уходят на второй круг. Но в пункте управления полётом все думали, что гениальная машина всё-таки дала сбой и они уже были готовы сбить челнок из истребителя, чтобы он (в случае чего) не улетел вдруг к американцам. Но то, что случилось удивило всех.
Спустя некоторое время Буран вынырнул из облаков и зашёл на посадку не с западной стороны, с которой планировалось, а с восточной, где за время манёвра корабль успел бы сбросить скорость для более безопасной посадки в такую ветреную погоду. Спустя считанные минуты Буран выпустил шасси и в 9:22 мягко сел на посадочную полосу, словно за его штурвалом находился опытнейший пилот, но все знали, что процессом машина руководила сама.
Момент посадки вы можете увидеть на данном видео, где кстати был заснят (44 секунда) тот самый истребитель, который в случае сбоя программы челнока, должен был сбить Буран.
Величайший триумф советского народа, гигантская гордость в глазах каждого, кто вложил частичку себя в этот гигантский проект, а самое главное безмерное уважение ведущему разработчику Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому, который отдал всего себя делу. Но, советской мечте, не было суждено сбыться. Буран спел свою лебединую песню.
Слава
Новости о Буране разлетелись по всему миру с невероятной скоростью, для перевозки Бурана был построен самый большой самолёт в мире Ан-225 "Мрия", на спине которого челнок доставили на 38-ю международную воздушно-космическую выставку во Франции, где конструкторы смело заявляли, что можно начинать думать о полётах на Марс, но, как ни удивительно, у СССР закончились деньги.
Хоть программа полётов была расписана вплоть до нулевых, но программа требовала безумных многомиллиардных вложений, которое страна не могла себе позволить. Были выделены пять миллиардов рублей, который хватало только на поддержание состояния Бурана.
Как умерла мечта
Поскольку денежный аспект всем уже понятен, остаётся ещё один удивительный факт, что Буран был создан не для развития обитания человека в космосе, а для военных целей, поэтому в его грузовом отсеке должны были устанавливаться боевые лазеры с целью ведения военных действий в космическом пространстве. Но, тем не менее, фурор есть фурор, жалко, правда, что в первый и последний раз.
В июле 1998 года Буран был доставлен в МИК 112(монтажно-испытательный корпус), где он должен был войти в состав демонстрационной группы в паре с Энергией, но многие детали были переработаны, но не будем в это углубляться.
После развала СССР "новая" Россия отложила Буран в долгий ящик, ведь как-никак юридически программа всё ещё существовала, а денег на её хоть какую-то реализацию совершенно не было. Всё так и шло вплоть до роковой даты 12 мая 2002 года, когда во время реконструкционных работ крыши МИК-112 из-за тяжёлых условий эксплуатации с повышенной нагрузкой произошло обрушение конструкций монтажного корпуса. Величайший проект всех времен был буквально погребён под кучей бетона и железа.
После трагедии в СМИ активно гуляло следующее:
12 мая 2002 г. в 11.40 местного времени при проведении ремонта кровли монтажно-испытательного корпуса (МИК) на площадке 112 космодрома "Байконур" произошло обрушение покрытия (крыши) 3, 4 и 5 пролетов МИКа. В результате обрушения погибло 7 граждан Республики Казахстан, выполнявших ремонтные работы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. № 627-р назначена комиссия по расследованию причин и оценке последствий частичного разрушения монтажно-испытательного корпуса на площадке 112 космодрома "Байконур" (далее Комиссия) под председательством Министра промышленности, науки и технологий РФ И.И.Клебанова.
Комиссия проделала следующую работу:
- организованы первоочередные аварийно-спасательные работы на объекте силами и средствами МЧС России;
- непосредственно на площадке 112 космодрома "Байконур" организована оперативная работа по анализу и оценке последствий происшествия;
- для участия в работе Комиссии непосредственно на объект привлечены руководители и специалисты предприятий и организаций Российского авиационно-космического агентства, Министерства обороны РФ, администрации города Байконур;
- организовано взаимодействие с комиссией Правительства Республики Казахстан;
- организовано взаимодействие с родственниками погибших, оказана материальная помощь семьям погибших по нормам российского законодательства;
- выявлены причины разрушения монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.
Об итогах работы Комиссии 7 июня 2002 г. представлен доклад в Правительство РФ
Выдержки из материалов комиссии:
Характер разрушений МИКа:
1. Покрытие со строительными конструкциями пролетов 3, 4, 5 полностью обрушилось внутрь сооружения.
2. Покрытие 2-го пролета имеет частичные разрушения в результате падения элементов конструкции стен высокой части здания.
3. Размещенные в 3, 4, 5 пролетах демонстрационный макет РH "Энергия" с ОК "Буран" и отдельные блоки (баки) РH "Энергия" разрушены от упавших строительных конструкций.
Причиной обрушения крыши МИКа является значительное (в 1,5 раза) превышение фактической нагрузки на покрытие по сравнению с принятой в проекте. Причинами превышения фактической нагрузки является комплексное сочетание факторов, один из которых следующий:
Отступление от проекта привели к значительному увеличению нагрузки на стропильные фермы. Значительное увлажнение керамзитового и минераловатного утеплителя кровли, вызванное повышенным уровнем выпадения осадков в зимне-весенний период 2002 г. в сочетании с существенным снижением прочности бетона железобетонных плит покрытия и частичной потерей сцепления бетона с арматурой за период длительной эксплуатации МИКа
В дальнейшем была собрана совокупность факторов, из-за которых произошло обрушение:
1. Ошибки проектировщика МИК
2. Неисправленные отклонения от строй.проекта
3. В кровле вместо стекловаты был использован керамзит в кач-ве утеплителя, из-за чего случалось перенасыщение влагой
4. Ужасное состояние кровли
5. Во время ремонтных работ в одной точке на крыше МИКа было собрано более 10 тонн рубероида
Вот так, просто и непринуждённо умерла советская мечта, забрав с собой гигантский опыт владения первым в мире беспилотным многоразовым космическим кораблём, которому позволили провести свой первый и последний полёт в космическое пространство.
Честно говоря, осознавая всё это, вспоминается грустный анекдот
- Дедушка, а что это такое?
- Это, внучок, полностью автоматический корабль, который только что прилетел к нам от более развитой цивилизации!
- Ваау, это, наверное, наше будущее?
- Нет, внучок, это наше прошлое.
Очень хочется верить, что когда-нибудь российские учёные смогут создать нечто подобное, что было придумано за почти 30 лет до них.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Читайте другие мои статьи:
Всем спасибо за прочтение, надеюсь, был вам полезен.
Оставляйте свои комментарии и оценивайте статью.
До скорых встреч!
#буран #ссср #мрия #обо всём по порядку