Найти тему
Александр П.

Политика в жизни подростка : неинтересное настоящее или осознанный шаг в будущее?

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

Раменского городского округа

Московской области

Политика в жизни подростка : неинтересное настоящее или осознанный шаг в будущее?

Автор работы:

Паршакин Александр Владимирович,

учащийся 10 «Б» класса МОУ Ново-Харитоновской СОШ

Раменского городского округа

Научный руководитель:

Воробьёва В.В. ,

учитель истории и обществознания,

МОУ Ново-Харитоновская СОШ

Раменского городского округа

Введение

Общество постоянно и динамично развивается. Как и любая система, оно включает в себя множество разнокачественных элементов, образующих сложную структуру, находящихся в непосредственном взаимодействии между собой и составляющих единое целое. Но что же делает его особенным, уникальным, непохожим на все остальные?

Согласно общепринятому определению, обществом в широком смысле называется исторически обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Основным элементом данной системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств для осуществления своей деятельности, что и обеспечивает её динамическое развитие. Именно благодаря созидательной активности человечества, общество является самодостаточным, создавая все условия для своего существования. Любая система является самоуправляемой. Как электроны зависят от ядра в атоме, работа клеточных органов координируется ядром, так и существование общества невозможно без руководящих им элементов. Но если есть руководитель, то имеются и подчинённые? Общество включает в себя подсистемы, являющиеся сферами общественной жизни. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность и координирующая работу других подсистем: экономической, духовной, социальной. И только от человека зависит, как эта координация будет осуществляться и будет ли существовать вообще.

Важнейшим компонентом общества являются социальные институты - устойчивые формы организации деятельности людей, направленные на удовлетворение определённых социальных потребностей. Они интегрированы в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, относятся к одной или нескольким сферам общественной жизни. Но и здесь не обходится без иерархичности. Главным общественным институтом является государство, представляющее собой организацию политической власти и осуществляющее управление обществом. Оно может принимать различные формы: 1) по государственно-территориальному устройству(унитарное, федеративное, конфедеративное) 2) по форме правления(монархия, республика) 3)по типу политического режима(демократическое, авторитарное, тоталитарное). Однако неизменным оставался принцип «человек над человеком»: избранные( выбранные, назначенные или просто находящиеся выше по социальному статусу от рождения) руководили и руководят человечеством.

В процессе исторического развития в связи у людей появлялись новые потребности, удовлетворять которые государственная власть не желала, так как нововведения попирали основы строя, вынуждали идти на уступки народу, заставляя отказаться от привилегий. Поэтому всячески использовались точечные или массовые репрессии, подавление объявлялось необходимым для существования государства. Но уже с 18 века в общество проник важнейший процесс расширения представительства интересов широких масс населения на разных уровнях управления страной – демократизация. Политические элиты под влиянием протестно настроенных слоёв общества в целях сохранения власти начали, хотя и медленно, предоставлять гражданам различные права и возможности. Часто, особенно в 20 веке, народ, будучи неудовлетворённым действием или бездействием власти, сам в результате революции изменял в своих интересах политическую структуру государства, приводя к управлению государством своих представителей.

В настоящее время в большинстве стран мира власть избирается на всеобщих, равных и тайных выборах. Мнение каждого гражданина имеет значение и влияет на развитие государства. Важным условием для голосования является достижение возраста совершеннолетия( в некоторых странах голосовать можно и за несколько лет до его наступления). Согласно закону, совершеннолетний гражданин может самостоятельно в полном объёме осуществлять в полном объёме свои права и обязанности. К ним относится и возможность участия в политической жизни страны, начиная от голосования на выборах в сельский совет и заканчивая самостоятельным избранием в высшие органы законодательной исполнительной власти. Неверно предполагать, что до достижения возраста совершеннолетия ребёнок (юридически) не задумывается о явлениях, происходящих в жизни страны. Решения, принимаемые властью, отражаются на каждом гражданине вне зависимости от возраста. В связи с этим актуальным становится вопрос изучения формирования интереса подростков к политике, как индикатору развития общества, а также прогнозирование степени участия их в деятельности государства, гражданского общества, тех или иных политических событиях, происходящих в нашей стране. Именно подрастающему поколению в будущем предстоит руководить Россией, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию политической культуры среди него. Понимание своей роли в жизни страны является осознанным шагом на пути к взрослению.

Цель проекта: Изучить интерес подростков к политике, показав его важность для будущего страны.

Задачи проекта:

1) Доказать важность формирования политической культуры у подрастающего поколения.

2) Провести исследование среди подростков на предмет их возможной политической активности.

3) Сделать выводы на основе полученных данных.

Основная часть

Теоретическая часть

С середины 1980-х гг. и по настоящее время механизм и характер процесса политической социализации молодежи в России претерпел большие изменения. Советская модель единообразной по нормативности социализации сменяется российской вариативной и стратифицированной моделью.

Российское общество с начала 1990-х гг. вступило в переходный период. Старая система политической социализации была устранена в результате складывания нового политического режима. В трансформирующемся обществе возникла проблема усвоения новых ценностей за счет дискредитации существовавших. Либеральные идеи еще не вошли в массовое сознание и поведения людей. Произошедшие политические и социальные перемены привели к ослаблению механизма воздействия и утрате прежними институтами социализации роли.

В государстве, в котором одновременно изменились и экономическая, и политическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому изменению базовые ценности. Американский специалист в области политологии Г. Алмонд, занимаясь сравнительным исследованием политической системы СССР (периода 1985 г.) и России (периода 1998 г.), заметил, что в российском обществе в корне изменились роли основных институтов политической социализации. Алмонд отметил, что в трансформирующейся политической системе механизм политической социализации претерпевает серьезные изменения: в сознание индивида внедряются новые политические ценности и установки, которые кардинально отличаются от тех, что существовали прежде. Происходит расширение числа институтов, осуществляющих политическую социализацию, одновременно с разрушением приоритетности у ранее существовавших.

В современном российском обществе в условиях смены политических ценностей, норм и приоритетов, ярко проявляется кризис политической социализации, чертами которой являются политическая аномия молодежи и отчуждение личности от политической жизни.

В России в настоящее время ключевыми институтами политической социализации молодежи выступают: семья, система образования, СМИ, общественные организации, церковь, в то время как армия и трудовые коллективы ослабляют свою роль в данном процессе. Из традиционных институтов политической социализации современной молодежи наиболее действенными продолжает оставаться семья и система образования.

Система образования прямо и косвенно выполняет функцию политической социализации молодежи. Прямое воздействие заключается в том, что система образования является источником знаний о политике, представлений о политической системе, процессах и отношениях. Образовательные учреждения передают молодому поколению ценности и установки, существующие в обществе. Они способны сформировать привязанность к политической системе и символам своего государства (флагу, гербу, гимну). Часто именно школа прививает детям эмоциональную преданность к «своей» политической системе и формирует патриотические чувства и настроения.

Косвенная функция системы образования заключается в оснащении неполитическими знаниями, умениями и навыками молодых людей. Образование делает человека более информированным, ответственным и активным, а также увеличивает чувство значимости своего участия в политике. Известно, что ученые выявили зависимость уровня образования индивида и его политической активности. Чем выше образование человека, тем он более политически информирован и склонен принимать участие в политической жизни общества. Люди с более высоким уровнем образованию голосуют, принимают участие в политической жизни общества активнее, чем люди с более низким уровнем образования.

Политический режим и особенности политической системы государства определяют роль образования в политической социализации молодежи. Например, в США молодые американцы воспитываются в духе собственной исключительности и мессианства, в то время как в китайских учебных учреждениях ключевым является уважение к политическим лидерам, официальной идеологии и государственному строю. В России мы можем наблюдать тенденцию формирования у молодого поколения качеств политической, гражданской, правовой культуры, а также особая роль в процессе социализации отводится идее патриотизма.

Важнейшее значение в социализации молодых людей принадлежит семье, особенно на ранних этапах жизни. Она играет ключевую роль и в политической социализации. Именно в семье индивид приобщается к политике, получает первые представления о ней, от родителей дети получают первые политические знания и стереотипы поведения. В процессе политической социализации семья воспитывает в человеке восприимчивость к тому, что он изучает в школе, смотрит по телевизору и с чем сталкивается в повседневной жизни.

Под влиянием членов семьи у индивида формируются установки по отношению к власти. Политические ориентации ребенка зависят от политических предпочтений семьи и ее включенности в политическую сферу общества. Принятие решений в кругу семьи способно усилить в ребенке ощущение политической компетенции, обеспечить усвоение навыков, необходимых для политического взаимодействия. Здесь важно отметить тенденцию поведения членов семьи, слепое навязывание мнения ребенку может выработать у него предрасположенность к выполнению роли политического подданного.

Однако, несмотря на то, что в последнее время роль семьи в процессе политической социализации усиливается, у многих детей политические представления и ориентации формируются независимо от родителей. Например, политические установки старшего поколения, направленные на активное участие в выборах, слабо воспроизводятся у молодого поколения. Политическая пассивность и абсентеизм прослеживается у молодежи наиболее ярко, чем у любой другой категории населения. Другая причина связана с нестабильным развитием института семьи в России. Огромное количество молодежи в России не имеет возможности полноценно социализироваться в семье: миллионы детей воспитывается в неполных семьях, более 800 тыс. находятся в детских домах и домах-интернатах.

Особую, важную роль в процессе политической социализации российской молодежи играют СМИ, как печатные, так и электронные. Влияние СМИ увеличивается с каждым днём, они являются одним из главных источников получения информации среди молодежи, формируют политические мнения и предпочтения. Однако, здесь важно отметить что СМИ нередко используют каналы манипуляции в своих коммерческих целях, а молодежь, не обладающая высоким уровнем политических знаний и политической культуры, оказывается в информационной ловушке: через различные телепередачи, ток-шоу СМИ предоставляют уже проанализированные мнения, мысли, толкования и молодежь усваивает готовые модели поведения.

Важную роль в формировании политической социализации молодежи в России начинают играть политические институты и агенты политической социализации: ‒ органы власти (государство), ‒ общественные организации, ‒ политические партии ‒ общественные деятели, ‒ политическая элита и так далее.

Сегодня роль государства в формировании политической социализации молодежи значительно усиливается. И именно оно все больше задает формат процесса политической социализации молодежи, направляя различные политические институты на выполнение этой роли. На сегодняшний день наблюдается усиление вовлечения молодежи в политическую жизнь Таким образом можно сделать вывод, процесс политической социализации молодежи в настоящее время проходит в обстановке идеологического плюрализма, выражающегося в разнообразии существующих в социуме позиций и ориентаций в условиях расширения демократии. У молодежи появились возможности действенной интеграции в политическую систему общества посредством политических институтов, идентифицируя себя с определенными социальными группами, участвующими в политических процессах. Однако процесс политической социализации российской молодежи не является линейным и бесконфликтным, содержа в себе противоречия переходного периода и трансформации политической системы государства.

В развитии современного российского общества молодежь играет важную роль. Молодые люди являются значимым стратегическим ресурсом и определяют будущее нашей страны. Создание правового государства и гражданского общества невозможно без участия молодого поколения, именно поэтому молодым людям необходимо стремиться к усвоению знаний и навыков в области политики, повышению правовой и политической культуры. Однако, на сегодняшний день уровень политического участия молодежи достаточно низок. Представители данной социально — демографической группы видят свое предназначение лишь в качестве электората, но и здесь, как известно, высокой активности не наблюдается.

Молодым россиянам отводится важнейшая роль в процессах выхода российского государства из кризисного состояния, подрывающего стабильность общества, нарушающего его структурную и территориальную целостность. В современной России молодежь составляет примерно пятую часть от всей численности населения и именной ей отводится главная роль в решении предстоящих социальных перемен. Современная молодежь становится гарантом возрождения государства в XXI веке в соответствии с ориентирами экономической и геополитической доктрин России.

Низкая заинтересованность молодежи в политической сфере жизни общества обусловлена рядом причин. Во-первых, жизненные интересы, особенно подростков, акцентированы на вхождение во взрослую жизнь, и к тому же их социальный опыт достаточно низок и ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Однако со временем социальные связи расширяются, и заинтересованность в общественных и политических процессах начинает возрастать. Например, в младшей возрастной группе молодежи 17–20 лет в целом интерес к политике в той или иной степени демонстрируют 41 %, в средней (21–23 лет) — 48 %, в старшей (24–26 лет) — 57 %. Причем, в старшей группе доля интересующихся политикой превосходит число тех, кто ею не интересуется (57 % против 42 %). Также следует отметить, что больший интерес к политической жизни проявляет та категория молодежи, которая довольна своим материальным положением. Сейчас молодежь больше озабочена проблемой самореализации; получением образования и достойной профессии; материальным благами и молодые люди интересуются политикой лишь для того, чтобы знать, как государство может им в этом посодействовать.

Во-вторых, причиной аполитичности является правовая неграмотность молодого поколения. Молодежи не хватает знаний правовой культуры, а значит, она не может полноценно принимать участие в политических процессах.

В-третьих, ценностные ориентации молодых россиян имеют свои особенности. На современном этапе развития российского общества ценности молодого поколения кардинально изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. Сегодня актуальна проблема формирования новой ценностной системы: ценности советского времени были разрушены, исчезла единая идеология, а взамен не создано ничего. Молодые люди теряют самобытность, теряют национальные культурные корни и чувство национальной принадлежности.

В-четвертых, если затрагивать такую форму политического участия как выборы, то сейчас распространенной среди молодежи является уверенность в том, что «их голос ничего не решает». Скорее всего, такое мнение сложилось из-за несменяемости политической власти в России последние несколько лет и отсутствия системной оппозиции.

В-пятых, одной из главных проблем низкого уровня политического участия молодежи является неэффективная молодежная политика государства. Можно выделить следующие проблемы законодательного регулирования государственной молодежной политики в России на современном этапе. К ним относятся: неразработанная в полной мере нормативно-правовая база; отсутствие государственных, региональных и муниципальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи; низкая информированность федеральных, региональных и муниципальных проектах социальной работы с молодежью; недостаточное финансирование мероприятий государственной молодежной политики; отсутствие координации деятельности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.); недостаточность полномочий органов по делам молодежи в системе исполнительной власти и др.

Еще одной причиной аполитичности молодежи можно выделить такие явления как коррупция в органах власти, местничество, бюрократизм и т. д. Только за 2016 в СМИ прогремели десятки коррупционных скандалов, где фигурируют такие представители власти: глава антикоррупционого комитета МВД полковник Дмитрий Захарченко, Экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин, вице-губернатор Алтайского края Юрий Денисов, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и др. Подобные скандалы подрывают авторитет существующей власти, в сознании молодых россиян растет недоверие к политическим деятелям и к политике в целом, и как следствие отказ от участия в общественной и политической жизни страны.

Основными формами политического участия молодежи в современном российском обществе являются:

‒ Участие в выборах. Молодежь оказывает влияние на формирование правящих сил путем голосования.

‒ Представительное участие молодых людей в местном самоуправлении и в органах государственной власти. Это значит, что молодежь выражает свои групповые интересы с помощью представителей в органах власти. Однако в последнее время прослеживается значительное снижение участия молодых россиян в системе представительства, это влечет за собой изменения в структуре общественного управления.

‒ Создание молодежных организаций, движений, форумов, например, «Молодая Гвардия Единой России», Молодежное общероссийское движение за свободу и социальную справедливость «Победа», «НАШИ» и многие другие. Следует отметить, что в молодёжном движении выделилось такое направление, как создание благотворительных фондов. Сейчас их насчитывается порядка 10, некоторые из них: «Молодежь за Россию», «Участие», «Держава», «Молодежь выбирает будущее» и другие. Однако, существенного влияния на политическую жизнь страны на данном этапе эти движения и организации не оказывают.

‒ Деятельность в политических партиях. На сегодняшний день только отдельные политические партии имеют зарегистрированные молодежные организации, среди них: «Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР — «Молодежный центр ЛДПР», «Молодая гвардия» в Единой России и другие. В целом можно отметить, что в современной России интерес к политическим партиям среди молодежи тоже не велик.

‒ Участие молодых людей в таких формах социального протеста, как акции, забастовки, митинги, демонстрации. Примером может служить активное участие молодежи в акции протеста против коррупции 26 марта 2017, организованной Алексеем Навальным.

Таким образом, можно сделать вывод: одной из важнейших проблем в современной России является низкий уровень политического участия молодежи. Чтобы преодолеть аполитичность молодого поколения, государству необходимо использовать все рычаги для привлечения молодых людей в политический процесс, так как именно молодое поколение является гарантом стабильности завтрашнего дня.

Практическая часть

Целью практической части является анализ заинтересованности подростков к политической жизни страны. Для этого мною был проведён анонимный социологический опрос подростков Ново-Харитоновской СОШ №10. Объектом исследования являются ученики 9-11 класса школы 15-17 лет. В этом возрасте подростки уже осознанно подходят к выбору своего жизненного пути, определяются с выбором профессии, местом получения образования, некоторые уже планируют создание семьи. Поэтому опрос граждан этих лет является наиболее целесообразным: они уже подходят к совершеннолетию, смогут самостоятельно распоряжаться своей судьбой, участвовать в выборах, тем самым вовлекаясь в определение вектора развития России.

В процессе исследования было опрошено 50 человек : примерно 30 десятиклассников, 10 девятиклассников и 10 одиннадцатиклассников. Опрос проходил в спокойной, дружелюбной обстановке. Никто не отказывался отвечать на представленные вопросы, однако некоторые сомнения у учеников относительно моего проекта возникали. Несколько человек недоумевали, зачем я вообще затрагиваю тему политики в школьном проекте. Другие беспокоились за сохранение анонимности в опросе. Но после нескольких шуток обычно все сомнения отпадали, можно было переходить к сбору информации для исследования.

Большинство респондентов отвечали на вопросы быстро, практически все в этот момент испытывали положительные эмоции, ведь не каждый день выпадает возможность поучаствовать в опросе, тем более на политические темы. В целом, получить данные удалось достаточно быстро, но результаты заставили о многом задуматься.

Соц. Опрос включает в себя 9 вопросов, касающихся интереса к политике, оценке уровня жизни нашей страны и перспектив изменения ситуации в будущем, методах политического участия.

1)Интересуетесь ли вы политикой?

2)Интересуются ли ваши сверстники и друзья политикой?

3) Как вам кажется, если говорить в целом, Россия движется в правильном или в неправильном направлении?

4) Как по вашему мнению, изменится жизнь в нашей стране через три года: станет лучше или хуже, чем сейчас, или ничего не изменится?

5)Как вы считаете, в ближайшие годы страну ожидают резкие перемены и потрясения или стабильные времена?

6) Откуда вы чаще всего узнаёте политические новости? Назовите не больше двух источников информации.

7)В какой форме вы видите своё будущее участие в выборах?

8)Когда вам исполнится 18 лет, сможете ли вы повлиять на деятельность органов государственной власти?

9) Если ваша жизнь значительно ухудшится, в каких акциях протеста вы готовы будете участвовать?

Все вопросы имеют несколько вариантов ответа. На основе полученных данных можно оценить уровень заинтересованности подростков к политике, спрогнозировать потенциальное политическое поведение молодёжи в будущем.

Результаты опроса:

1) интересуетесь ли вы политикой?

2)интересуются ли ваши сверстники и друзья политикой?

3) Как вам кажется, если говорить в целом, Россия движется в правильном или в неправильном направлении?

4) Как по вашему мнению, изменится жизнь в нашей стране через три года: станет лучше или хуже, чем сейчас, или ничего не изменится?

5)Как вы считаете, в ближайшие годы страну ожидают резкие перемены и потрясения или стабильные времена?

6) Откуда вы чаще всего узнаёте политические новости? Назовите не больше двух источников информации.

7)В какой форме вы видите своё будущее участие в выборах?

8)Когда вам исполнится 18 лет, сможете ли вы повлиять на деятельность органов государственной власти?

9) Если ваша жизнь значительно ухудшится, в каких акциях протеста вы готовы будете участвовать?

Как уже было сказано ранее, целью практической части является анализ отношения подростков к политике, желания стать одним из субъектов данной сферы общественной жизни. Проанализировав данные опроса, можно определить и степень заинтересованности подростков в политике, а также выяснить мнение подрастающего поколения о «российской ежедневной действительности» , проявляющейся в различных социально-экономических и социально-политических процессах.

1) Интерес

По результатам опроса только 30 процентов учащихся 9-11 классов уверенно заявили, что интересуются политикой. И на этом моменте у экспертов да и не только может возникнуть вопрос, а понимают ли подростки, что такое политика? Не стоит думать, что старшеклассники, которым уже в ближайшие месяцы предстоит сдавать экзамены ( а 50% выбрали экзамен по обществознанию) не представляют себе, что относится к данной сфере общественной жизни. Эти темы не раз рассматриваются в школьных учебниках, обсуждаются с родителями, друзьями, в СМИ об этом только и трубят. Поэтому к ответам учеников следует отнестись серьёзно.

36 процентов, не колеблясь, ответили нет. А 34 процента, то есть треть, затрудняются с ответом. Действительно, порой не просто отстраниться от событий, происходящих вокруг человека, особенно под влиянием СМИ, которое подчас превращается в рупор пропаганды тех или иных идей.

На второй вопрос о интересе друзей и сверстников политикой 40 процентов респондентов ответили, что их знакомые проявляют интерес к политике, 36 – нет, 12 процентов затрудняются ответить. Как можно заметить, сомневающихся во в ответе на второй вопрос меньше, чем в первом. Проще ответить за порой большую группу близких, склонности которой в большинстве своём понятны, чем дать ответ о своих личных предпочтениях, тем более пока ты подросток с только формирующейся личностью.

В общем и целом, доля заинтересованных в политике старшеклассников в моей школе не сильно отличается от среднероссийской(примерно треть), а вот доли сомневающихся( позиция «затрудняюсь ответить»), а также «не интересуюсь» различны( 36 и 34 – НХСШ№10 И 61 и 5 соответственно). Эти расхождения можно также объяснить несколькими факторами. Во-первых, мной были опрошены в основном десятиклассники и одиннадцатиклассники, то есть ученики, решившие поступать в высшие учебные заведения. Они (в процентом соотношении) менее ориентированы на получение прикладной специальности, которая уже через несколько лет позволит им начать работать, чем девятиклассники, более половины которых после окончания учебного года пойдёт учиться в колледжи и техникумы. Среди 9-классников больше учеников, не заинтересованных в политике(что подтверждается результатами опроса). Во-вторых, всероссийский опрос затрагивал, на мой взгляд, и учащихся колледжей, близких по ответам к большинству девятиклассников, менее проявляющих интерес к политике, чем их старшие товарищи.

Только к 25-30 годам у большинства молодёжи просыпается активный интерес к политическим событиям. Взрослая самостоятельная жизни со своими повседневными проблемами заставляет задуматься о происходящем вокруг, а может даже и как-то повлиять на эти события и процессы.

2) Жизнь

Только 20 процентов опрошенных считают, что Россия развивается в правильном направлении. 46 процентов уверены в неправильности пути, 34 – не уверены. Стоит заметить, что вопрос не был сформулирован как «нравится ли вам жить в России?». Целью было выяснить позицию подростков о векторах движения страны, определяющих наше будущее, и о возможных результатах политики государства. Так 20 процентов считают, что через 3 года жизнь в стране улучшится, 26 процентов уверены в ухудшении ситуации, а 54 полагают, что ничего не изменится. 52 процента опрошенных считают, что в ближайшие годы страну ожидают резкие перемены и потрясения, 32 прогнозируют стабильные времена, 16 процентов не уверены.

Главным в этих вопросах является не оценка личного благосостояния, удовлетворённости жизни в государстве, а анализ уровня жизни общества в целом, прогноз его благосостояния в будущем, а также возможных вариантов развития сценария, который будет определять судьбу государства и наших граждан по мнению подростков. В нашей стране, как и в любых других государствах, существует немалое количество проблем, с которыми граждане, в том числе и дети старшего возраста, сталкиваются повсеместно. Эти вопросы обсуждаются в обществе постоянно. Такие проблемы иногда, казалось, даже никаким образом не касаются подростков, однако их освещение в СМИ, в различных социальных сетях, youtube-блогерами доносит их злободневность и важность и для подрастающего поколения тоже. Например, особо актуальной в последние годы стала тема борьбы с коррупцией. Рулевым в данной области назвался Алексей Анатольевич Навальный, глава ФБК, ныне экстремистской организации на территории РФ. Его призывы борьбы с властью, организация антикоррупционных митингов по всей территории страны сделали его достаточно известным среди молодёжи. Доверие к его персоне, многим другим внесистемным политикам формируется благодаря резкой риторике по отношению к источнику проблемы – государству -, а также удобным способам взаимодействия с аудиторией( инстаграм аккаунт, youtube – канал). Уровень доверия подрастающего поколения к государственной власти несильно высок. Молодёжь активно использует интернет для получения информации, где высоты удерживают оппозиционные политики с агрессивной по отношению к государству риторикой. Этим же можно объяснить и результаты опроса. Молодые люди часто воспринимает критику в адрес власти как единственно правильную позицию. Поэтому и высок уровень ожидания резких потрясений, которых они ожидают в том числе в смене власти. Но сильна и позиция, что в ближайшие годы в государстве никаких изменений в уровне жизни не произойдёт, что будет означать сохранение политической стабильности. Дальнейший исход событий будет всецело зависеть от государства, как от политической организации управления, так и от машины пропаганды и распространения своих идей, какими бы хорошими или плохими они ни были.

3) Новости

Согласно опросу, 56 процентов респондентов узнают политические новости из просмотра телевизионных передач и новостей, 46 процентов получают информацию из социальных сетей, 16 процентов – от родственников и знакомых, 32 процента – из интернет-порталов, с помощью радио – 8 процентов. Учащимся предлагалось выбрать 2 источника, из которых они чаще всего узнают информацию политического содержания. Доля населения, смотрящего телевизор, каждый год снижается. Особенно эти изменения затрагивают молодое поколение. Молодёжь целенаправленно телевизор практически уже не смотрит, обычно лишь за ужином в семейном кругу, где и происходит просмотр новостей в том числе и политического содержания. Подрастающее поколение семимильными шагами попадает и попадается в сеть интернет, утягивая за собой и людей других возрастов.

YouTube стал интернет-платформой, которая позволяет новым политикам, активистам и журналистам получить общенациональное признание у миллионов молодых зрителей по всей стране. Новые общественные деятели могут обращаться к своей аудитории напрямую, минуя фильтры контролируемых государством телеканалов. Это приводит к существованию двух параллельных вселенных со своей аудиторией и своими героями, что еще больше углубляет разрыв между самыми молодыми россиянами и старшим поколением.

Если старшее поколение продолжает следить по телевизору за Путиным, Шойгу, Собяниным, Соловьевым и Киселевым, то у молодого поколения другие герои. Это журналист Юрий Дудь, у которого почти 10 миллионов подписчиков на YouTube. Или оппозиционный политик Алексей Навальный, основатель Фонда по борьбе с коррупцией, у которого больше 6 миллионов подписчиков. Из более молодых политиков в последние полтора-два года стали известными Илья Яшин, Егор Жуков, Любовь Соболь и саратовский политик Николай Бондаренко – все они активны в социальных сетях и привлекают внимание прежде всего молодой аудитории (у того же Бондаренко уже более 1,5 млн подписчиков в YouTube). Поэтому и государственной власти для популяризации своих идей необходимо уходить в интернет-среду. Например, спикер Государственной думы Вячеслав Володин ведёт свой телеграмм-канал и имеет почти 200 тысяч подписчиков.

4) Участие

Важной чертой «политического мышления» подростков является неверие в возможность каким-либо образом повлиять на государственную власть. 2/3 опрошенных уверены в этом. Только 8,3 процента респондентов высказались о том, что можно каким-либо образом воздействовать на управляющие структуры. Такие воззрения вызваны несменяемостью власти в России в течение многих лет, также преследованиями так называемых оппозиционных политиков, НКО, действительно представляющих угрозу здоровому развитию российского общества, а также развитым низовым чиновничьим беспределом и произволом, бездействием, порой резко бросающимся в глаза при обсуждении в СМИ да и не только. 25 процентов сомневается в ответе на вопрос.

В это же время 70 процентов опрошенных собираются принимать участия в выборах: 52% просто пойдут и проголосуют, а 18%, те самые политизированные подростки, будут агитировать за понравившегося им кандидата. 22 процента не планируют принимать участие в выборах, 8 процентов сомневаются.

Однако вызывают противоречие результаты 2 вопросов относительно мнения подростков о реальной возможности изменить что-либо, повлияв на органы власти, и участием в выборах. Можно искать различия во влиянии на государственные органы( петиции, жалобы и т.д.) и избирательными процедурами, однако достаточно часто граждане связывают эти вопросы. Мнение о том, что голос народа ничего не решает, сильно в российском обществе. Что же будет происходить с явкой на выборы? Общемировой тенденцией является снижение числа участвующих в выборах, нашу страну этот процесс тоже затрагивает. С учётом только формирующихся мировоззрений молодёжи, которые часто заимствуют политическое поведение у старшего поколения, желание участвовать в выборах является именно элементом копирования этого поведения. Вероятнее всего, явка на выборах будет снижаться с каждым годом, поэтому государству с целью поддержания политической стабильности, демократических основ общества, основанных на свободном выборе политического пути, а также элементарной легитимности власти необходимо формировать у молодого поколения необходимый уровень политической грамотности, обеспечивая доверие к институту выборов.

Избирательные процедуры являются стандартной формой политического участия. Однако в непростые моменты в демократических государствах граждане нередко используют конституционное право на мирный протест. И в российском главном документе страны присутствует статья 31, гарантирующая право граждан на проведение мирных собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Поэтому для оценки возможного поведения подростков при наступлении таких ситуаций в будущем им был задан вопрос: « Если ваша жизнь значительно ухудшится, в каких акциях протеста вы готовы будете участвовать?». 26 процентов опрошенных ответили, что примут участие в митингах и демонстрациях, 8 процентов – в силовых акциях вплоть до применения оружия, по 2 и 2 процента в акциях гражданского неповиновения( пикеты, голодовки) и в забастовках, а 62 ( 2/3) процентов не приняли бы участие ни в каких мероприятиях. Стоит отметить, что в данный момент молодые люди — далеко не самая протестно настроенная группа населения. Много молодых людей приняли участие в акциях 2017 года, а также в московских протестах 2019 года и митингах в январе 2021. Однако среди участников, маршей памяти Бориса Немцова, митинга против реновации в Москве — молодые составляли видимую, но не основную возрастную группу. В акциях обманутых вкладчиков, всевозможных трудовых протестах, забастовках врачей, учителей и дальнобойщиков — молодых не было почти совсем. Подрастающее поколение обычно выходит на площади по призыву своих интернет-героев. Жизненные проблемы ещё не так сильно коснулись их, как уже долгие годы трудящихся граждан. Но в большинстве своём мы можем наблюдать явную пассивность в желании участвовать в политической жизни, влиять на события в стране. Однако немалая часть пассионариев, которые в трудную минуту смогут «зажечь огонь в сердцах людей» и повести их за собой среди молодого поколения присутствует. Возможно, мнение подростков изменится при улучшении экономической ситуации или, наоборот, падении уровня жизни. Контроль за ситуацией, а также недопущению обстоятельств для возникновения подобных событий полностью лежит на государственных плечах.

Выводы

Приведенные результаты опроса показывают неоднозначность в отношении подростков к политической жизни как страны, так и к политике как сфере общественной жизни в целом. Среди подростков присутствует львиная доля неопределившихся со своими взглядами и убеждениями относительно разных социально-экономических и политических процессов, с которыми каждое поколение сталкивается на протяжении всей истории человечества, нынешнее молодое поколение исключением не станет. Однако , как и в стародавние времена, «рулевым» в развитии общества и его сознания является государство, и именно от его деятельности зависит доверие граждан к нему и государственным общественным институтом. Кризисы в управлении народным хозяйством, государственными структурами могут привести к росту протестных настроений, да и что говорить, к отсутствию какого-то либо правопорядка, всё зависит от степени неудовлетворённости народных масс, что история нам неоднократно демонстрировала.

Мне хочется ответить на вопрос, заложенный в теме проекта. Что же такое политика для подростка? Ответить самостоятельно – субъективно и нерелевантно , сделать вывод по результатам опроса – тоже непросто. Может, для оценки придётся опросить в несколько раз больше, в 10, может в 100. Но неопределённость останется. Сознание подростков только формируется, поэтому для направления его в полезное для общества русло необходимо уделять внимание образованию и воспитанию подростков. Опять же, подобная задача не может лежать исключительно на семье, интернете во всех его проявлениях. Государству необходимо уделять должное внимание политической культуре подрастающего поколения, ведь именно этим детям(юридически) вскоре самим придётся брать в свои руки бразды правления нашей великой Родиной.

И в заключение, хочется привести одну цитату, которая как нельзя правильно описывает важность воспитательной работы с молодёжью :

«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.»

Список литературы

1) Боголюбов «Обществознание 10 класс базовый уровень»

2) Милорава Александра Романовна «Политическая активность российской молодежи на современном этапе»

3) Милорава Александра Романовна «Процесс политической социализации молодежи в современном российском обществе»

4) Тульчевский, А. И «Молодежь в политике»

5) Левада-центр «Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения»

6) Фонд исторической перспективы «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты»

7) Инфоурок «Анкета по выявлению уровня возможной политической активности старшеклассников»

8) ФОМ «Опрос подростков: интерес к политике и источники информации»