Найти в Дзене
1 день - 1 экспонат

Божественное оружие: кто владел саблей с Богородицей?

Как под Казанью нашли оружие, сделанное за несколько тысяч километров отсюда, кому оно принадлежало и что за фраза украшает его? Сегодня изучим саблю, на клинок которой мастера нанесли икону и греческую надпись.

Основу собрания национального музея Татарстана в своё время составила коллекция Андрея Фёдоровича Лихачёва, и она невероятно разнообразна. Исследователя интересовало буквально все: от живописи до восточных раритетов, от нумизматики до древнегреческих амфор, от старинной мебели до археологических находок. Особенное место здесь занимает оружие, по которому можно изучать историю военного искусства.

-2

Среди персидского трезубца, японского фитильного ружья, чешского двуствольного пистолета и кавказских клинков есть оружие, чья история напрямую связана с Татарстаном – сабля с изображением Богоматери и греческой надписью. Сделана она за несколько тысяч километров отсюда, на Балканах, но нашли саблю в селе Каргалы Тетюшского уезда. Местные крестьяне обнаружили клинок при распашке поля в начале XIX века. У них Андрей Лихачёв и выкупил раритет.

– Эта сабля могла принадлежать средней руки феодалу, например сотнику. Рядовому бойцу она, безусловно, принадлежать не могла, но и высшей знати тоже вряд ли. Это оружие для командира средней руки, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея Татарстана Владислав Хабаров. – Мы делали металлографическую экспертизу, у клинка оказалась довольно хорошая сталь. Такая сабля делает честь любому музею, в том числе и нашему.

Такие сабли были распространены в XVII столетии на Балканах, когда этот регион входил в состав Османской империи. Пышность украшений свойственна турецкому оружию. Но делали ее, судя по всему, православные мастера. На клинке сабли изображена Богородица с младенцем Иисусом и греческая надпись: «Ты, царю непобедимый, Слово Божие всевластно...» («+ CΥ ΒΑCΙΛΕΥ ΑΗΤΤΗΤΕ ΛΟΓΕ ΘΕΟΥ ΠΑΝΤΑΝΑΞ»)

Интересно, что сам Лихачев считал, что эту сабля гораздо древнее, он относил ее к X столетию. Однако исследователи оружия датировали ее более поздней эпохой – XVI или XVII веками. Недавно сабля прошла реставрацию и предстаёт перед нами буквально в первозданном виде.

Антон Райхштат совместно с Национальным музеем Татарстана.