Найти тему

Нарциссист-общественник: кто это такой?

Нарциссисты-общественники нередко являются активными благотворителями. Фото из открытых источников
Нарциссисты-общественники нередко являются активными благотворителями. Фото из открытых источников

Видеоверсия этой статьи доступна здесь

В преддверии рассмотрения вопроса о том, является ли Скарлетт О'Хара нарциссистом-общественником (англ. communal narcissist), хотела бы немного пояснить, кто это такой.

Для меня лично интерес к нарциссистам-общественникам возник потому, что подобных людей очень много в помогающих профессиях. Но вы мне справедливо скажете: какой нарциссист может быть в помогающей профессии? Ведь основные признаки нарциссизма - это самовозвеличивание, это указание на то, что с проблемами нарциссиста может разобраться только равный ему, то есть столь же грандиозный человек; это указание и на то, что общаться с людьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию (и чего-то при этом просят), нарциссист может счесть ниже своего достоинства? А вот и нет. Бывает так, что нарциссисты попадают в помогающие профессии. Только для этого надо быть не совсем обычным нарциссистом.

Основная отличительная черта нарциссиста-общественника, он же "альтруистичный нарциссист" - в том, что такой нарциссист не будет избегать общения.

Если обычному (грандиозному) нарциссисту общение иногда в тягость, доставляет ему недовольство и стеснение из-за того, что окружающих людей он мыслит гораздо ниже, глупее, хуже себя - то нарциссист-общественник будет не то что не избегать - а порой нарочно искать общения. И не просто общения - а возможности помогать людям, все больше, больше и больше. Но вот вопрос: зачем же он это делает?

Честно говоря, нарциссические черты в отдельных представителях помогающих профессий мне виделись давно. На память то и дело приходил то руководитель благотворительного фонда для детей-инвалидов, который при публикации новостей своего фонда непременно стремился засветиться на фотографии самолично. И это, повторю, не его личный блог, а сайт организации. То перинатальный психолог, ведущий курсов для будущих мам, который буквально зверел, стоило кому-то из участниц задать ему вопрос «почему?». То классный руководитель в начальной школе, у которого сразу превращались в двоечников и «козлов отпущения» ученики, не испытывавшие к педагогу искренней симпатии на грани фанатичной влюбленности. Но я тоже возражала самой себе: какие же это нарциссисты, если эти люди занимаются отдачей своего труда, знаний, умений, навыков, опыта — так ни один настоящий нарцисс не окажется в помогающей профессии. Даже если он попадет туда «под конвоем» (скажем, на практику) — очень быстро самоустранится, а эти-то люди, которых вспоминала я, работают достаточно долго!

Однако недавно в англоязычном научно-популярном журнале Psychology Today (Психология сегодня) мне попалась интереснейшая статья. Ее автор — известная писательница Пег Стрип, переехавшая в США из Нидерландов, автор бестселлера «Нелюбимая дочь» (англ. Daughter Detox). Свою книгу Пег написала на личном опыте, из которого следует, что она была жертвой родительского абьюза. А новая ее статья так и называлась — Communal Narcissist, "Нарциссист-общественник".

Привожу здесь основные тезисы из статьи Пег о нарциссистах-общественниках, которых она называет примером волков в овечьей шкуре.

Термин «нарциссист-общественник» одним из первых специалистов употребил американский психотерапевт доктор Крейг Малкин (Craig Malkin). В своей книге «Переосмысление нарциссизма» (англ. Rethinking Narcissism) доктор Малкин выделяет нарциссистов-общественников в отдельную категорию, наряду с широко известными открытыми (грандиозными) и скрытыми (уязвимыми) нарциссистами. У всех трех типов нарциссистов общие цели — подтвердить свое величие, чтобы добиться к себе уважения, показать свои особые права и получить власть. Однако если первые два типа нарциссистов при этом порой совершенно не умеют дружить, общаться и иными способами отдавать ресурсы, стремясь их только брать — то нарциссист-общественник фокусируется на продвижении себя через приверженность другим, исполнение общественно полезных целей, и хотя бы внешне неплохо способен слушать собеседника и общаться на равных. Но это иллюзия. Все равно перед нами нарциссист.

Посмотрите, как доктор Малкин описывает типичное поведение нарциссиста-общественника:

...они считают себя особенно заботливыми, понимающими и сочувствующими . Они с гордостью объявляют, сколько средств они тратят на благотворительность или как мало тратят на себя. Они загоняют вас в угол на вечеринке и взволнованно шепчут о том, насколько они внимательны. «Я прирожденный слушатель!» Они верят в то, что они лучше, чем остальное человечество, при этом дорожат своим статусом дарителей, а не берущих.*
*Перевод с английского автора статьи
Доктор Крейг Малкин - американский психотерапевт, автор термина "нарциссист-общественник". Фото с сайта журнала Psychology Today
Доктор Крейг Малкин - американский психотерапевт, автор термина "нарциссист-общественник". Фото с сайта журнала Psychology Today

И это настораживает, не правда ли: получается, что нарциссист-общественник считает, что он выше всех на свете, даже выше остальных нарциссистов?

Пег Стрип подхватывает мысли доктора Малкина, говоря о том, что встречала подобных людей. Их любимые речевые обороты - «моя миссия», «я отдан делу». Они словно подчеркивают, что их жизнь, в отличие от вашей, точно имеет глубочайший и значимый для общества смысл. Кстати, еще одна фраза, характерная для таких людей, - «Я живу не для себя».

Американские психологи разработали специальный набор характеристик, присущих именно нарциссисту-общественнику. Вот эти характеристики:

Из всех, кого я знаю, я приношу больше всего пользы.
Я несу на Землю мир и справедливость.
Я лучший друг, который может у кого-то быть.
Я прославлюсь своими добрыми делами.
Я лучший родитель на Земле (или буду таковым).
Я самый заботливый человек в своем окружении.
В будущем я стану известен тем, что решу мировые проблемы.
Я сильно обогащаю жизнь других.
Я принесу свободу людям.
Я замечательный человек.
Я решу проблему нищеты в мире.
Я исключительно положительно влияю на окружающих.
Я самый понимающий человек.
Я сделаю мир намного красивее.
Я заслуживаю особого доверия.
Я буду известен повышением благосостояния людей.

Согласитесь, говорит Пег Стрип, это напоминает многих известных политиков по всему миру, особенно в период предвыборных кампаний? И ничего удивительного, что потом эти обещания пропадают бесследно. Ведь перед нами пусть и играющий в добро и справедливость, но все же нарцисс. Реальность такова, что ему (или ей, как известно, нарциссизм не имеет пола) не хватает способности сопереживать, он по-прежнему является игроком и обладает всеми другими чертами, обычно связанными с нарциссизмом. Такой человек участвует в жизни общества только для самоутверждения.

Пег Стрип отмечает, что подобные общественные благодетели дома, в семье, нередко выглядят самыми жестокими абьюзерами. Но никто не верит близким людям нарциссиста-общественника, потому что свой общественный имидж он создает и поддерживает весьма тщательно.

И обратите внимание, как протестировать подобного «благодетеля» на истинные мотивы — его помощь надо или не принять, или признаться, что в итоге помощь не понадобилась, или начать сомневаться в эффективности предлагаемых им мер. Нарциссист сразу покажет свое истинное лицо, проявит гнев, ярость, разочарование, если не прямо, то косвенно. Такой человек может даже пойти на реализацию плана мести.

Британский психотерапевт Елена Скотт на своем ютуб-канале рассказывает, что «верхом карьеры» для нарциссиста-общественника может оказаться руководство тоталитарной сектой, в которой он, почувствовав обилие ресурса и собственную вседозволенность, может открыто совершать самые тяжелые уголовно наказуемые деяния, такие, как мошенничество в особо крупных размерах, покушение на половую неприкосновенность других людей, а то и убийство.

А доктор психологии Рамани Дурвасула** (Dr. Ramani) на своем ютуб-канале отмечает еще одну отличительную особенность благотворителя-нарциссиста от истинного, искреннего благотворителя. Возьмем, допустим, хозяина приюта для бездомных животных. У приюта есть сайт. Когда обычный благотворитель будет публиковать на сайте фотографии собак и кошек, ищущих новый дом, благотворитель-нарциссист непременно на каждой фотографии засветится сам. (Сравните выше с директором благотворительного фонда, который встречался мне.)

Если говорить о занятости нарциссистов-общественников в социальной работе с позиций работодателя, поначалу такие люди могут показаться созданными для социальной работы, идеальными для нее. Но как только клиент хоть немного позволит себе не согласиться с мнением специалиста, скажем, оспорит то, что та или иная социальная услуга ему необходима, получите гнев, агрессию и обиды со стороны нарциссиста-общественника, то есть знаки профессиональной непригодности. На такого специалиста непременно рано или поздно начнутся жалобы.

Вывод можно сделать однозначный — нарциссистов-общественников следует «отсеивать» от социальной работы еще на этапе собеседования, скажем, проверив кандидата по приведенному выше опроснику убеждений.

**Приношу извинения, что в видеоверсии сделала неверное ударение в фамилии. Правильное русское произношение фамилии доктора Рамани - ДурвАсула, с ударением на первое А.