Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Наташа, мы все уронили (нет). Как наши промышленные предприятия реагируют на санкции

Узнали, как реагирует наша пищевая промышленность и сфера туризма на давление и это ли их заботит больше всего.

В преддверии выставки-продажи новых видов продукции и услуг предприятий Управделами Президента, что пройдет 26 и 27 мая во Дворце Республики в Минске, была проведена конференция, где спикерами были руководители этих организаций. Я не могу сказать, что со стороны СМИ был особый ажиотаж, ведь для нашей страны — это вполне плановое событие, но это же и было на руку вашему покорному автору, который задал пару серьезных вопросов.

Само мероприятие прошло в легком формате — краткие доклады, вопросы при наличии. Никакой скучной бубнежки с листа бумаги, это порадовало. А также, что сами по себе присутствующие представители организаций даже обрадовались, что им задавали как повседневные вопросы о сюрпризах на выставке, так и более сложные экономические и стратегические.

-2

Из основных тезисов я бы хотел выделить несколько.

Заместитель управделами Президента Антон Краевский дал четко понять, что 70 предприятий, входящих в их структуру, увеличили товарооборот на 20% в первом квартале этого года. Что, собственно, и видно по росту экспорта продукции в РФ и даже в ЕС. Согласно отчетности белорусских статистических органов, правда, есть определенное снижение сервисной составляющей, что имеет отпечаток антиковидных мер в Европе и США и санкционная составляющая, но это нивелируется, в общем и целом, ростом сырьевой и продовольственной отраслей. Кстати, в структуру Управделами входят и гостиницы, но было заявлено однозначно — закрытый отчетный период прошел с заполненностью в 70%, и к государству за помощью обращались не свои же предприятия, как принято писать в недружественных медиа-ресурсах, но и частные. И государство нашло со всеми компромиссные решения по облегчению части тяжелых вопросов.

-3

Виктор Шайбак, первый заместитель генерального директора республиканского унитарного предприятия «Управляющая компания холдинга «Агропромышленный холдинг Управления делами Президента Республики Беларусь» (да простите меня за столь длинное название), у кого свыше шести тысяч людей трудится в холдинге, дал несколько хороших новостей — агропромышленный комплекс оперативно реагирует на происходящее на рынке, а основных приоритетов для них несколько. Поле, ферма, переработка. Ведь просто земли мало, нужно вырастить. А потом и переработать. Основная задача не только следить за состоянием полей и урожаем, но и повышать технологичность самих заводов. Острый вопрос конкурентной заработной платы сотрудников. И приятно, что разговор об этом завел сам Виктор Шайбак. Он обозначил четкую позицию — работники должны получать не просто какие-то деньги, а быть заинтересованными в успехе предприятия, ощущая отдачу работодателя.

-4

На вопрос о кредитной нагрузке предприятий и проблемах с курсовой разницей, не убивают ли агропромышленный бизнес ставки по кредитам и нет ли мыслей в правительстве снизить ставку рефинансирования, Виктор Шайбак ответил однозначно — кредитование нужно, последний проект в молочной отрасли потребовал 16 миллионов рублей заемных средств, потому выход на стабильную льготную ставку как на постоянную в размере 5-6% годовых, конечно же, положительно повлиял. Отдельно хочу заметить, что было сказано — нет цели вешать одно предприятие на баланс другого и ничего не делать, необходимо развивать каждое отдельно в цикле производства и реализации. А для этого нужно параллельное финансирование каждого. Но, как подытожил заместитель генерального директора, их устраивает текущая маржинальность.

В свою очередь, про туристический сектор рассказала Светлана Кончиц, директор государственного туроператор «Центркурорт». Не могло не порадовать, что данный сектор развивается не только на бумаге и по факту, но еще и в цифровом поле — отдельная речь шла про сервис Ветлiва, который ориентирован на привлечение туристов из других стран, в первую очередь СНГ, конкретно из РФ. Там представлен обширный перечень не только гостиниц, но и санаториев, баз отдыха, туристических маршрутов. Светлана Кончиц порадовала некоторыми клиенто-ориентированными новшествами — для постоянных клиентов вводятся системы скидок. А для корпоративных заказчиков есть возможность организации полноценных комплексных туров, включающих в себя полный цикл (от логистики до проживания). Да, кстати, количество туров в Беларусь выросло до 1200 штук! Проще говоря, на любой вкус и цвет. Хочешь замки, хочешь хвойные ванные.

-5

На вопрос о планах проработать с РФ возможность взаимного субсидирования санаторного отдыха, директор «Центркурорта» ответила взвешенно — российский рынок значительно больше нашего, потому несоразмерность экономик просто не позволяет напрямую сделать подобный шаг, но сейчас идет вопрос оформления в правовом поле так называемых кэшбэков, чтобы можно было порадовать как местных, так и иностранных туристов возможностью компенсации расходов не в размере 0,5-2 процента, а в значительно большем размере. Ведь сейчас, фактически, никаких кэшбэков (возврата части средств с оплаченного товара или услуги) нет, это индивидуальные программы самих банков и далеко не везде распространяются, да и суммы пока вызывают скорее слезы, чем улыбку. Потому как будет решен правовой вопрос с кэшбэком, вторым шагом, как обратила внимание Светлана Кончиц, уже будет работа на картой развития Союзного Государства, где в 28 программе есть фокус на взаимное развитие туризма.

И немного от автора. Советую на выставку сходить — она продлится два дня, пройдет в фойе Большого зала Дворца Республики, будет много новой продукции, дегустации и даже Президентский оркестр. А Виктор Шайбак лично пообещал, что гарантирует вкусную и сочную продукцию без розничной наценки! Удостоверимся лично.

-6