Узнали, как реагирует наша пищевая промышленность и сфера туризма на давление и это ли их заботит больше всего.
В преддверии выставки-продажи новых видов продукции и услуг предприятий Управделами Президента, что пройдет 26 и 27 мая во Дворце Республики в Минске, была проведена конференция, где спикерами были руководители этих организаций. Я не могу сказать, что со стороны СМИ был особый ажиотаж, ведь для нашей страны — это вполне плановое событие, но это же и было на руку вашему покорному автору, который задал пару серьезных вопросов.
Само мероприятие прошло в легком формате — краткие доклады, вопросы при наличии. Никакой скучной бубнежки с листа бумаги, это порадовало. А также, что сами по себе присутствующие представители организаций даже обрадовались, что им задавали как повседневные вопросы о сюрпризах на выставке, так и более сложные экономические и стратегические.
Из основных тезисов я бы хотел выделить несколько.
Заместитель управделами Президента Антон Краевский дал четко понять, что 70 предприятий, входящих в их структуру, увеличили товарооборот на 20% в первом квартале этого года. Что, собственно, и видно по росту экспорта продукции в РФ и даже в ЕС. Согласно отчетности белорусских статистических органов, правда, есть определенное снижение сервисной составляющей, что имеет отпечаток антиковидных мер в Европе и США и санкционная составляющая, но это нивелируется, в общем и целом, ростом сырьевой и продовольственной отраслей. Кстати, в структуру Управделами входят и гостиницы, но было заявлено однозначно — закрытый отчетный период прошел с заполненностью в 70%, и к государству за помощью обращались не свои же предприятия, как принято писать в недружественных медиа-ресурсах, но и частные. И государство нашло со всеми компромиссные решения по облегчению части тяжелых вопросов.
Виктор Шайбак, первый заместитель генерального директора республиканского унитарного предприятия «Управляющая компания холдинга «Агропромышленный холдинг Управления делами Президента Республики Беларусь» (да простите меня за столь длинное название), у кого свыше шести тысяч людей трудится в холдинге, дал несколько хороших новостей — агропромышленный комплекс оперативно реагирует на происходящее на рынке, а основных приоритетов для них несколько. Поле, ферма, переработка. Ведь просто земли мало, нужно вырастить. А потом и переработать. Основная задача не только следить за состоянием полей и урожаем, но и повышать технологичность самих заводов. Острый вопрос конкурентной заработной платы сотрудников. И приятно, что разговор об этом завел сам Виктор Шайбак. Он обозначил четкую позицию — работники должны получать не просто какие-то деньги, а быть заинтересованными в успехе предприятия, ощущая отдачу работодателя.
На вопрос о кредитной нагрузке предприятий и проблемах с курсовой разницей, не убивают ли агропромышленный бизнес ставки по кредитам и нет ли мыслей в правительстве снизить ставку рефинансирования, Виктор Шайбак ответил однозначно — кредитование нужно, последний проект в молочной отрасли потребовал 16 миллионов рублей заемных средств, потому выход на стабильную льготную ставку как на постоянную в размере 5-6% годовых, конечно же, положительно повлиял. Отдельно хочу заметить, что было сказано — нет цели вешать одно предприятие на баланс другого и ничего не делать, необходимо развивать каждое отдельно в цикле производства и реализации. А для этого нужно параллельное финансирование каждого. Но, как подытожил заместитель генерального директора, их устраивает текущая маржинальность.
В свою очередь, про туристический сектор рассказала Светлана Кончиц, директор государственного туроператор «Центркурорт». Не могло не порадовать, что данный сектор развивается не только на бумаге и по факту, но еще и в цифровом поле — отдельная речь шла про сервис Ветлiва, который ориентирован на привлечение туристов из других стран, в первую очередь СНГ, конкретно из РФ. Там представлен обширный перечень не только гостиниц, но и санаториев, баз отдыха, туристических маршрутов. Светлана Кончиц порадовала некоторыми клиенто-ориентированными новшествами — для постоянных клиентов вводятся системы скидок. А для корпоративных заказчиков есть возможность организации полноценных комплексных туров, включающих в себя полный цикл (от логистики до проживания). Да, кстати, количество туров в Беларусь выросло до 1200 штук! Проще говоря, на любой вкус и цвет. Хочешь замки, хочешь хвойные ванные.
На вопрос о планах проработать с РФ возможность взаимного субсидирования санаторного отдыха, директор «Центркурорта» ответила взвешенно — российский рынок значительно больше нашего, потому несоразмерность экономик просто не позволяет напрямую сделать подобный шаг, но сейчас идет вопрос оформления в правовом поле так называемых кэшбэков, чтобы можно было порадовать как местных, так и иностранных туристов возможностью компенсации расходов не в размере 0,5-2 процента, а в значительно большем размере. Ведь сейчас, фактически, никаких кэшбэков (возврата части средств с оплаченного товара или услуги) нет, это индивидуальные программы самих банков и далеко не везде распространяются, да и суммы пока вызывают скорее слезы, чем улыбку. Потому как будет решен правовой вопрос с кэшбэком, вторым шагом, как обратила внимание Светлана Кончиц, уже будет работа на картой развития Союзного Государства, где в 28 программе есть фокус на взаимное развитие туризма.
И немного от автора. Советую на выставку сходить — она продлится два дня, пройдет в фойе Большого зала Дворца Республики, будет много новой продукции, дегустации и даже Президентский оркестр. А Виктор Шайбак лично пообещал, что гарантирует вкусную и сочную продукцию без розничной наценки! Удостоверимся лично.