Найти тему
Другая Москва

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — Рижская.

7 мая 2022 года после более чем полуторалетнего ремонта снова открылась станция московского метро "Рижская". Московский Дептранс нарисовал в честь этого весьма странную картинку с колпаком:

Рижская снова открыта. Плакат Дептранса на стене метро.
Рижская снова открыта. Плакат Дептранса на стене метро.

И хотя с Рижского вокзала, рядом с которым она построена, больше не ходят поезда в Ригу, станцию никто переименовывать не стал. У нас, в отличие от наших бывших республик и зарубежных "партнёров", станции в честь их городов не переименовывают. Мы понимаем, что это общая для всех нас история, которая на самом деле объединяет, а не разъединяет.

Изображение старой Риги на одном из пилонов станции.
Изображение старой Риги на одном из пилонов станции.

К счастью, после ремонта исторический облик станции не пострадал. Кроме замены эскалаторов и скамеек на новые и реставрации исторической плитки там в целом велись только работы, невидимые глазу пассажира. Центральный зал станции, если не вглядываться в детали, выглядит простовато для московской станции метро:

Но она могла выглядеть совсем иначе. Запроектированные ещё при Сталине, станции глубокого заложения Рижского радиуса должны были иметь и шикарную отделку, традиционную для сталинского метро. Конкретно на Рижской латышскими архитекторами А. Рейнфельдсом и В. Я. Апситисом на светильниках предусматривалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами планировались барельефы с сюжетами о жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами должен был быть украшен национальной латвийской мозаикой, украшенной звездой с серпом и молотом. Помимо этого планировалось более богатое оформление вентиляционных решёток на пилонах, а в торце станции проектировщики собирались расположить большое мозаичное панно с панорамой Риги.
Люстры также планировались иные, более помпезные.
После хрущёвского постановления 1955 года "Об излишествах в архитектуре" эти планы пошли прахом (станцию открыли только 1 мая 1958 года). Но кое-что из отделки всё же удалось сохранить.
В первую очередь речь идёт об уникальной плитке с видами Риги на ней (листайте галерею):

Секции пилонов с этими иллюстрациями смотрят в центральный зал станции, а внизу под ними находятся скамейки с национальными латышскими узорами. Вместе всё это выглядит так:

Украшенный пилон со скамейкой на станции Рижская.
Украшенный пилон со скамейкой на станции Рижская.

Вентиляционные решётки там тоже интересные, с волнами:

Вентиляционные решётки на станции Рижская.
Вентиляционные решётки на станции Рижская.

А плитка на станции должна была символизировать янтарь разных цветов. И с её изготовлением связана практически детективная история: для отделки станции "Рижская" одному старому мастеру из Латвии была заказана плитка в цветах жёлтого и коричневого янтаря. Мастер выполнил задание в срок, однако часть плитки по дороге из Риги в Москву разбилась. Это выяснилось только когда приступили к отделке станции. Решили заказать ещё дополнительную плитку, но не тут-то было: пожилой мастер оскорбился и отказался делать копии плитки из-за того, что к его работе отнеслись небрежно. Но главное, на что он упирал: он не может теперь гарантировать такой же цвет плитки. Уговорить мастера не удавалось, назревала проблема. Тогда к мастеру внедрили "ученика" — Александра Михайловича Блюдзе из рижского отделения КГБ (кстати, А.М. Блюдзе после войны долго ловил "лесных братьев" по всей Латвии).
Он оказался хорошим "подмастерьем", однако тайны колеровки кафеля мастер ему не раскрыл. Сроки уже поджимали, станцию скоро надо было открывать. Тогда Блюдзе решил во всём признаться. Это было очень рискованно, но всё же честность была оценена. Рижский мастер простил своего подмастерья и сделал недостающие плитки. Хотя цвет их несколько отличался от первоначального.
Это заметно даже сейчас на станции, да и на фото видно.

Есть и ещё одна любопытная история, связанная с постройкой этой станции.
В отделке Рижской в числе других принимала участие бригада известных реставраторов из Риги, которые работали качественно,
но очень медленно. Возник риск, что станция не будет сдана в срок. Тогда на станцию дополнительно перевели бригаду молодых, но уже опытных отделочников, которые умели работать и быстро, и качественно.
Эта история была отражена в выпуске газеты «Метростроевец», а вечером сотрудник газеты, пока латвийские реставраторы были на обеде, решил сам развесить на их рабочих местах листовки, призывая брать пример с бригады молодых отделочников. После этого латышские реставраторы
ужасно обиделись и пожаловались авторам проекта станции (латышам), а также в постоянное представительство Латвийской ССР в Москве. Они пригрозили, что если "оскорбительные" листовки немедленно не снимут, то они бросят работу и вернутся в Ригу.
Эта история дошла до начальника Московского Метростроя В. Д. Полежаева. Журналиста, развесившего листовки, ночью разбудили и отвезли на станцию их снимать. В результате конфликт был исчерпан, латвийские реставраторы никуда не уехали,
но скорость работы всё-таки повысили.
Станция была сдана в срок, а журналиста В.Д. Полежаев даже похвалил потом:

Вырезка из газеты "Метростроевец" от 5 августа 1992 года.
Вырезка из газеты "Метростроевец" от 5 августа 1992 года.

В недалёком будущем эта станция станет пересадочной на Большое кольцо московского метро. Для этого в торце станции уже строят переход, пока спрятанный за заграждением:

Будущий переход на БКЛ в торце "Рижской".
Будущий переход на БКЛ в торце "Рижской".

Вот такая история только одной из станций московской подземки!

В любой день по договорённости с вами могу провести для вас индивидуальную авторскую экскурсию по московскому метро.
Группа от 1 до 7 человек. Стоимость 3500р.
Длительность — от полутора до двух часов.

Записывайтесь и приходите! О дне и времени экскурсии договоримся с вами. Вопросы и запись на экскурсию пишите либо здесь в комментариях, либо в моём телеграме. Также можете всегда записаться, написав в личные сообщения в моём ВК.

#московское метро #подземка #метро #рижская #история #гид по москве #путеводитель по москве #достопримечательности москвы #архитектура москвы

===================================================

Большая Кольцевая линия метро Москвы. История и современность.
Dr. Moskauer11 апреля 2023
"Рыбов" теперь показывают и в московском метро на Большой Кольцевой линии!
Dr. Moskauer4 марта 2023
Выставка редких вагонов московского метро.
Dr. Moskauer18 мая 2023

А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:

Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Dr. Moskauer13 мая 2022

Здесь — моя авторская экскурсия по уникальной Ивановской горке:

Авторская экскурсия: "Уникальная Ивановская горка — древность и современность. Москва настоящая".
Dr. Moskauer22 мая 2022

Читайте здесь также про самый красивый дом Москвы!

А здесь -- про масонские символы на московских зданиях.

А вот здесь можете прочесть про мистику московских высоток!

Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь к моим пешеходным экскурсиям по Москве!